Список изменений в автомобилях, который обязательно нужно регистрировать в ГИБДД, составили эксперты. Многие водители не догадываются, что с этим оборудованием ездить нельзя, и рискуют получить штраф.
Незаконный тюнинг — один из главных параметров при проверке автомобилей инспекторами ГИБДД. Весной у автомобилистов традиционно растет желание «прокачать» машину, к примеру, чтобы отправиться в путешествие. По просьбе Autonews.ru эксперты в области тюнинга объяснили, какие доработки обязательно нужно узаконить в ГИБДД и как это сделать. Также они перечислили изменения, которые легализовать не получится.
Какие аксессуары придется регистрировать в ГИБДД
Согласно Техрегламенту Таможенного союза, все аксессуары, даже оригинальные, не включенные в Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) автомобиля, требуется регистрировать в ГИБДД. Об этом в беседе с Autonews.ru предупредил руководитель группы продаж запчастей и аксессуаров Фольксваген Груп Рус Илья Назаров. В этот список в том числе входит весь перечень внешнего и внутреннего оборудования автомобиля, которое меняет его характеристики или внешний вид. В том числе:
- колесные диски
- типоразмер шин
- внешние световые приборы
- накладки на фары и фонари
- защитные пленки на фары и фонари: могут искажать световой поток
- багажники на крышу
- фаркопы
- cиловые бамперы
- лебедки
- чехлы на сидения, в случае если есть боковые подушки безопасности: они опасны тем, что при ДТП могут препятствовать раскрытию подушек
- изменения характеристик двигателя: установка турбины, чиптюнинг
- изменение типа топлива
- изменения подвески
- изменения тормозной системы
- тюнинг коробки передач (добавление, удаление передач, изменение алгоритмов работы)
- внешние накладки на кузов, расширители арок, спойлеры (не касается брызговиков)
- изменения выхлопной системы, прямоточные глушители, заглушки катализаторов
- замена сидений, приборной панели и консоли
- подиумы для акустики
- газобаллонное оборудование (ГБО)
- рекламные конструкции
- любые нестандартные аксессуары.
Какой тюнинг узаконить невозможно
При этом некоторое оборудование узаконить невозможно. Как перечислил Назаров, это могут быть любые самостоятельные доработки автомобиля и аксессуары, не имеющие сертификатов или одобрения лаборатории.
«Например, это тонировка свыше нормы. Лобовое стекло и боковые стекла автомобиля должно пропускать не менее 70% света. Наклейки, сеточки, шторки и другие элементы, ограничивающие видимость, на передних лобовом и боковых стеклах запрещены. Запрещена также зеркальная тонировка», — предупредил эксперт.
Не получится получить официальное разрешение, в частности, на:
- защитные пленки на фарах и фонарях
- накладки на фары и фонари
- отсутствие катализатора
- прямоточные глушители, превышающие нормы по уровню звука и токсичности выхлопных газов
- cамодельные фаркопы
- самостоятельно установленные ксеноновые фары и светодиоды
- нестандартную светотехнику, которая включает дополнительные световые приборы, проблесковые маячки
- сирены, имитирующие звук спецтранспорта
- на замену руля, когда в нем предусмотрена подушка безопасности
- на замену чехлов на сидения, в случае если есть боковые подушки безопасности: опасны тем, что при ДТП могут препятствовать раскрытию подушек
- на самовольное переоборудование ТС: например, из грузового в легковой
- на изменение числа посадочных мест.
О том, что недопустимо расширять кузов, удлинять бамперы, устанавливать самодельные багажники на крыши, лестницы и крепления для грузов сзади предупредили специалисты по тюнингу из дилерской компании ГК «Автодом».
«В этом случае габариты автомобиля будут отличаться от указанных в технических характеристиках. Придется проходить экспертизу и повторно ставить автомобиль на учет. Запрещено устанавливать светотехнику, напоминающую проблесковые маячки. Под это требование попадают также мигающие стоп-сигналы. Нельзя пользоваться многотональными звуковыми сигналами, похожими на сирены», — предупредили в дилерском центре ГК «Автодом».
Там подтвердили, что любые изменения в конструкции двигателя и трансмиссии станут поводом для прохождения экспертизы и регистрации доработок в ГИБДД.
«Лебедки, централизованные системы подкачки колес, шноркели, металлические пороги, крепления запасного колеса на задней двери должны пройти сертификацию. Устанавливать их разрешается только если завод-изготовитель предусмотрел места для крепления аксессуаров. В противном случае придется обратиться в специализированный центр экспертизы», — рассказали в дилерском центре.
Нужно ли проводить регистрацию колес увеличенного диаметра
Примечательно, что даже установку шин нестандартного размера также нужно регистрировать в ГИБДД. Как объяснил эксперт Назаров, специальную процедуру придется проводить для любого размера шин, размер которых отличается от указанных в ОТТС, так как это влияет на управляемость и тормозной путь автомобиля.
В каких случаях нужно узаконить багажник на крыше
Согласно ПДД, груз, перевозимый на крыше автомобиля, не должен выступать за его габариты более, чем на 40 см с каждой стороны и не более, чем на 1 м вперед от лобового стекла и назад от заднего стекла. Как указал гендиректор студии автодизайна Larte Design Дмитрий Полунин, если багажник превышает эти размеры, то он должен быть зарегистрирован в ГИБДД и иметь соответствующие документы.
После вступления в силу в 2021 году нового ГОСТа 33670, некоторые привычные водителям доработки стало вносить еще сложнее. При этом часть автомобилистов до сих пор уверена, что теперь на установку багажников на крышу нужно отдельное разрешение. Но это не совсем так. Как, в свою очередь, уточнил Илья Назаров, согласно положениям Технического регламента, в случае, если багажник сертифицирован и конструкция транспортного средства предполагает его использование, никаких согласований с Госавтоинспекцией не требуется. А вот если конструкцией автомобиля специальные места для размещения багажника не предусмотрены, то возможность такой установки может быть оценена в рамках процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
«На практике автовладельцам нередко приходится доказывать в ГИБДД при постановке на учет, что оригинальный багажник от производителя авто, со всеми сертификатами и отметками в ОТТС, не требует изменений в ПТС автомобиля. В этом случае нам приходится предоставлять разъяснительные письма по запросу автовладельцев, что обычно помогает решить недоразумение», — отметил эксперт.
Что грозит за незаконный тюнинг и сколько стоит регистрация
При проверке инспекторы ГИБДД могут оштрафовать водителей таких автомобилей на 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»).
При более серьезных нарушениях ответственность еще выше. К примеру, если установить световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, или просто световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям, водителя накажут уже по ч.3 ст. 12.5 КоАП — лишением прав от шести месяцев до года. А если нанести на борта раскраску машин спецслужб, за это можно остаться без прав уже на полтора года.
При этом, как регулярно предупреждают в ГИБДД за управление транспортными средствами, чья конструкция не соответствует требованиям безопасности, водителей привлекают к административной ответственности, а регистрационный учет таких автомобилей, если причина нарушения не устранена, аннулируется.
В свою очередь генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» (в том числе выдает документы для регистрации изменений автомобилей в ГИБДД) Юрий Пархоменко описал процедуру регистрации тюнинга.
Так, сначала водителю нужно обратиться в испытательную лабораторию с планам работ и получить там заключение — возможно ли провести такие изменения или нет. При положительном решении автомобилист обращается с заявлением в ГИБДД, прикладывая к нему заключение. После этого можно проводить работы — например, в тюнинг ателье. После чего нужно показать автомобиль в испытательной лаборатории. При этом предоставление автомобиля в испытательную лабораторию, либо аккредитованный для таких работ автосерсис строго обязательно. Потом водитель вновь должен пройти техосмотр пройти финальную регистрацию в ГИБДД.
По словам Пархоменко, в среднем, для частных клиентов получение предварительного протокола о планируемых изменениях вместе с последующим протоколом обходится около 5 тыс. руб. Стоимость самих работ, конечно, зависит от планов водителя.
Источник: https://www.autonews.ru/news/640a103c9a79473d8e963fbf