Шипастый вопрос: когда переобуваться и какие зимние шины поставить?

Статьи
1 ноября 2021 г. 10:51

Что нужно сделать, чтобы резина прослужила подольше, как не «попасть» на штраф, нужен ли специальный знак на автомобиле? В СМИ ответили на популярные запросы автомобилистов в период осенней переобувки шин. Смена резины на зимнюю - осенняя боль автомобилистов. Хотя делать это приходится каждый год, всё время возникают дилеммы, например, поставить ли зимние шины пораньше, изнашивая их на теплом асфальте, или дождаться устойчивых снегопадов? Здесь собраны ответы на самые популярные вопросы автомобилистов о смене резины.

1.

Вредно ли ездить на зимней резине по асфальту? Износ шипованной и фрикционной зимней резины на асфальте выше, чем на укатанном снегу, но не нужно преувеличивать этот аспект: в конце концов, жители городов большую часть зимы ездят именно по твердым покрытиям, включая выбоины, рельсы и колодезные люки. Поэтому пара осенних недель не имеет решающего значения с точки зрения долговечности резины. Чего не любят зимние шины обоих типов — так это теплой погоды. Шипы имеют склонность к перегреву, а это ведет к ослаблению их посадки и последующему выпадению. Фрикционная резина сама по себе мягче, и на теплом асфальте ускоряется ее механический износ.

Если температура выше +10... +15 градусов, ездите аккуратнее, избегая больших скоростей и резких маневров. В остальном тянуть до первого снегопада смысла нет: переобуваться можно с первыми холодами.  

2.

Есть ли штраф за использование летней резины зимой? Пока нет: идея обсуждается с 2016 года, но до КоАП РФ так и не дошла. Использование несезонной резины впрямую запрещено техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а в прошлом году МВД предлагало добавить эти же требования в ПДД. Однако пока инспектор не вправе ни запретить эксплуатацию машины на летней резине, ни наказать водителя. Штраф в 500 рублей предусмотрен за эксплуатацию машины с неисправностями (часть 1 статьи 12.5 КоАП), к которым относится, например, недостаточная глубина протектора: для зимних шин это менее 4 миллиметров. Также нельзя ездить с шинами разного типа на одной оси или использовать одновременно шипованную и нешипованную резину.

Шинный фактор принимается во внимание при дорожно-транспортных происшествиях, правда, речь идет о достаточно тяжелых инцидентах, для разбора которых назначается автотехническая экспертиза. Если эксперт придет к выводу, что использование несезонной резины стало причиной аварии, водителя могут признать виновным. Главным фактором в пользу зимних шин является не закон, а здравый смысл.  

3.

Нужен ли знак «Шипы»? Нет, в 2018 году его изъяли из ПДД, а с ним исчезла и ответственность за его игнорирование.  

4.

Существует ли всесезонная резина? В российских нормативах нет понятия «всесезонки», но есть ее аналог. Помимо зимних шин (обозначаются знаком снежинки с тремя горными вершинами) «Основные положения по допуску транспортных средств...» предусматривают резину с маркировкой M+S, которая применяется в основном для автомобилей повышенной проходимости и допускает эксплуатацию в холодное и теплое время. Однако для большинства легковушек деление на летнюю и зимнюю резину четкое. Любые универсальные варианты компромиссны с точки зрения сцепных свойств.

5.

Как понять, не слишком ли изношены шины? Основной критерий — остаточная глубина протектора. Для зимних шин она должна составлять не менее 4 миллиметров, а определить критический износ можно по специальным выступам-индикаторам на дне канавок или с помощью специального измерителя. Пренебрегать износом не стоит: уменьшение глубины протектора на каждый миллиметр добавляют тормозному пути со скорости 50 км/ч по 5 метров — целый корпус автомобиля. На резине не должно быть глубоких порезов, торчащего корда и прочих очевидных дефектов. А вот потеря небольшого количества шипов хоть и снижает сцепление на льду, но в целом некритична.

6.

А можно ли заменить новым лишь одно, два или три колеса? Крайне нежелательно, а если речь о замене на шины другой модели и другого типа — тем более. Главная проблема — нарушение баланса автомобиля. На торможениях его может «крестить», при маневрах — срывать в непредсказуемое скольжение. Шины должны быть одинаковыми как с точки зрения типа, так и степени износа. Помните также, что эксплуатация автомобиля с разными типами шин на одной оси запрещена «Основными положениями по допуску...».  

7.

Какие шины предпочесть: с шипами или без? Это во многом дело вкуса и личных предпочтений, и самое важное, чтобы резина была зимней. Шипованные шины обеспечивают лучшее сцепление на льду и в целом более универсальны: их поведение меньше зависит от типа покрытия. Преимущества нешипованной резины (липучки) — это тишина, экономичность и хорошее сцепление в морозы, поэтому ее нередко выбирают опытные водители, которые ездят преимущественно в городе.

8.

Нужна ли балансировка колеса, если шины хранятся на дисках? Да, желательна. Колесо могло потерять грузы или разбалансироваться за счет деформации шин при хранении.  

9.

Какова разумная цена за комплект зимних шин? Это зависит от автомобиля и ваших амбиций, но мы проиллюстрируем выбор на примере Lada Vesta с заводскими шинами размерностью 195/55 R16 — такой «калибр» популярен и у иномарок. Разбег цен на самом деле очень большой: одна шина обойдется в сумму от 1,5 до 8 тысяч. Но в среднем можете закладывать бюджет на уровне 20 тысяч рублей: этого, например, хватит на комплект шин Matador MP 30 Sibir Ice, Nordman RS или Cordiant Snow Cross 2.

Источник: https://www.syzran-small.ru