Две главные проблемы с аккумулятором
Бортовая система обычного автомобиля устроена так, что аккумулятор выступает в ней хранилищем энергии. Электричество необходимо для питания множества потребителей (например, охранной системы, часов, блока управления), а также запуска двигателя: включения стартера и подачи напряжения на свечи. На стоянке его единственный источник — батарея. А когда двигатель работает аккумулятор, наоборот, должен заряжаться — восполнять те потери, которые понёс при запуске. За это отвечает генератор. Соответственно, если разряжается аккумулятор на автомобиле, причины можно разделить на два больших типа:
- АКБ не заряжается (или недозаряжается) в процессе езды, и поэтому даже полностью исправная энергосистема «сажает» её;
- АКБ заряжается, но в энергосистеме есть потребитель, который тратит весь запас энергии, пока автомобиль стоит.
Почему аккумулятор может не заряжаться
Тут вариантов не так много. Самый очевидный — он просто износился (деградировал). Средний срок службы аккумуляторов — 5 лет. После этого большинство из них перестаёт выдавать паспортные параметры: могут значительно терять ёмкость и не выдавать номинальный пусковой ток.
При старении АКБ часто происходит необратимая сульфатация его пластин. Они покрываются кристаллами сернокислого свинца, которые создают плотный изолирующий слой. Из-за этого нарушается контакт пластин с электролитом и как следствие — проблемы с ёмкостью и зарядкой. Подробнее о сроке службы батареи мы уже рассказывали отдельно.
Кроме того, в аккумуляторе одномоментно может произойти замыкание. Это грозит даже абсолютно новой батарее, например, от сильного удара, и тогда о нормальной работе в принципе речи быть не может. Старые АКБ могут «закоротить» и без внештатных ситуаций. Например, при критическом осыпании активной массы. В этом случае при внешнем воздействии (или даже без него) замыкание между положительным и отрицательным электродом происходит по осыпавшемуся «мостику».
Есть несколько способов проверить исправность аккумулятора. Самый эффективный и безопасный — с помощью мультиметра.
Причиной недозарядки АКБ может стать и неисправный генератор — он просто не будет отдавать достаточно энергии для восполнения заряда АКБ. Дело бывает в стёртых щётках, вышедшем из строя диодном мосту, износившемся или/и провисшем приводном ремне и пр. Подробно о генераторах, их поломках и диагностике мы рассказывали отдельно.
Впрочем, иногда проблемам с аккумулятором предшествует перезарядка. Её может вызвать неисправное реле-регулятор напряжения. В результате перезарядки начинается кипение электролита, его уровень и плотность снижаются, что сказывается и на работоспособности батареи.
Почему разряжается аккумулятор на машине
Допустим, аккумулятор и генератор на вашем автомобиле в полном порядке. Тогда ещё более остро встаёт вопрос: почему садится аккумулятор на машине сам по себе? Давайте рассмотрим наиболее вероятные причины.
Вы оставили включённым потребитель тока. Например, габаритные огни или аварийную сигнализацию. Даже подключенный к прикуривателю видеорегистратор может «высосать» всю энергию из батареи за несколько дней. В современных автомобилях все цепи обесточиваются через некоторое время после закрывания дверей — напряжение подаётся только на самые ответственные. Но в старых моделях такой защиты нет. Так что когда садится аккумулятор на машине, причины не всегда кроются в сложной технической начинке.
В энергосистеме происходит утечка. Это может быть банальное короткое замыкание одной из цепей или другая неисправность. Какая именно — нужно разбираться. Помочь в этом может всё тот же мультиметр и наше руководство по поиску утечек. Если разряжается аккумулятор на автомобиле за ночь, причиной может быть именно такая утечка.
Дополнительное оборудование «висит» на неотключаемой цепи. Как мы уже отмечали, часть цепей отключается при выключении зажигания, ещё некоторые — автоматически через некоторое время. При этом всегда есть и неотключаемые цепи, которые запитаны постоянно. Кому-то из электриков бывает просто удобнее подключить новое оборудование к таким цепям. И если оно потребляет значительное количество энергии то это — ещё одна возможная причина, почему садится аккумулятор в машине.
Энергии уходит больше, чем вырабатывается. Строго говоря, такой вариант можно отнести к случаям, когда аккумулятор недозаряжается. Но проблема в том, что в данном случае это происходит от избыточного потребления энергии, причём это может наблюдаться от случая к случаю. Например, вы увешали автомобиль мощным дополнительным оборудованием (установили продвинутую аудиосистему, сигнализацию с GPS, подогревы, лебёдку или другие потребители). Когда вы его не используете, с аккумулятором всё в порядке. Но как только включаете всё и сразу, генератор перестаёт справляться с нагрузкой, и энергия потихоньку «высасывается» из самого аккумулятора. Это особенно актуально зимой, когда работают штатные электрообогревы, фары, стеклоочистители и так далее. Так что, если вы не можете понять, почему аккумулятор быстро разряжается в машине, и происходит это лишь иногда, попробуйте найти закономерность.
Автомобиль находится на морозе. Холод увеличивает вязкость электролита, что снижает его проводимость. Это приводит к ощутимой потере заряда. И чем ниже температура, тем быстрее «садится» аккумулятор. Причём это происходит даже с новыми батареями. Чтобы избежать ситуации, когда на морозе села батарея и машину не завести, можно:
- оставлять автомобиль в тёплом гараже;
- использовать специальный чехол, который защищает автомобиль от промерзания;
- снимать и уносить АКБ в тепло (актуально только для возрастных автомобилей при длительных стоянках);
- не допускать разрядки аккумулятора, внимательно следить за уровнем энергии и при необходимости восполнять заряд.
Эти нехитрые правила помогут вам сохранить аккумулятор заряженным и спокойно запустить двигатель, когда это будет необходимо.
Частые поездки на небольшие расстояния. От этого страдают в основном городские автомобили. При коротких циклах зарядки-разрядки АКБ не успевает полностью восстановиться от генератора, особенно зимой, когда включена печка и подогрев стёкол. Решение проблемы простое: выделите время на долгую поездку, желательно за город — на скорости генератор вращается быстрее и эффективнее заряжает аккумулятор.
Неверно подобранный АКБ. Если штатный аккумулятор заменён новым, и машина вдруг перестала запускаться или батарея слишком быстро садится, дело может быть в неверно подобранной ёмкости, пусковом токе или типе аккумулятора (он может не подходить для обеспечения нагруженной бортовой сети). Подробно о том, какие АКБ бывают и чем отличаются друг от друга мы рассказывали здесь.
Мы разобрали основные проблемы с аккумулятором и причины, почему он может быстро разряжаться. Часть из них можно решить самостоятельно, в остальных случаях понадобится помощь профессионалов — в этом случае не откладывайте визит на СТО.
Источник: https://auto.ru/novosibirsk/