Для чего нужна обкатка
Современные технологии позволяют делать детали с высокой точностью и качеством. Но идеальной формы или размера они всё равно не имеют: любой процесс изготовления предполагает некоторые допуски. Поэтому поначалу при работе в местах контакта поверхностей (например, зубьев шестерён или поршневых колец с цилиндрами) происходит незаметный глазу, но интенсивный износ деталей. Хотя в целом автомобильные инженеры стараются избегать износа деталей, этот процесс на начальном этапе эксплуатации идёт во благо: сглаживаются ненужные неровности, поверхности «притираются» и за счёт этого обеспечивается их плотное прилегание.
Такой процесс и называют обкаткой. Для двигателя она начинается ещё на заводе. После сборки к нему подключают электромотор и проворачивают им коленвал. Попутно проходит и финальная проверка качества. Если ДВС имеет брак, он себя выдаст повышенным усилием при прокрутке вала. Такой процесс называют холодной обкаткой двигателя нового автомобиля. Он полезен, но в условиях серийного производства слишком короток, что не позволяет поверхностям как следует приработаться.
Поэтому процедуру окончательной обкатки обычно возлагают на первого владельца. У автопроизводителей нет единого мнения, сколько именно нужно обкатывать машину, но в среднем это 1000–2000 километров.
Какие узлы и детали должны приработаться
Практически все, в которых есть пары трения. В первую очередь это, конечно, двигатель. Именно здесь таких деталей больше всего, а от качества их контакта зависят не только ресурс, но и характеристики — например, компрессия в цилиндрах.
Обкатка нужна также коробкам передач и редукторам. В них есть шестерни, зубья которых при вращении трутся друг об друга, муфты включения и подшипники, которым обкатка тоже не помешает. Фрикционные материалы — к ним относятся накладки сцепления и диски муфт в АКПП — тоже вначале прирабатываются, но в данном случае процесс происходит и за счёт их нагрева.
Особенно это заметно с ещё одним важным компонентом автомобиля — тормозами. Чтобы они работали максимально эффективно и долго, тормозные колодки нужно сначала притереть к дискам «на холодную», а после — нагреть, но не перегревать, чтобы накладки правильным образом «спеклись». Поэтому в любом руководстве по ремонту и эксплуатации тормозов говорится, что первые 100–300 километров нужно проехать, избегая интенсивных замедлений.
Есть ещё один элемент автомобиля, про обкатку которого многие забывают, — это шины. Дело в том, что внешний слой протектора при производстве соприкасается с техническими жидкостями, которые используют для заводских форм. Иногда легко заметить, что шина словно отполирована — настолько рабочая поверхность гладкая. Вещества проникают неглубоко: буквально на доли миллиметра. Поэтому уже после нескольких сотен километров поверхностный слой вырабатывается, и шина получает нормальное сцепление.
Отдельно стоит упомянуть про шипованные шины. Шипы не всегда имеют оптимальную длину: иногда они выступают за поверхность протектора и при жёстком контакте с асфальтом (например, пробуксовке) могут сломаться или вылететь. Как раз для того, чтобы якоря шипов заняли оптимальное положение, и нужна обкатка.
Как правильно проводить обкатку
Строго говоря, правило одно: стараться минимально нагружать детали двигателя, трансмиссии, подвески. Все ограничения, которые прописаны в руководстве по эксплуатации, преследуют именно эту цель. Что именно нельзя делать?
Раскручивать двигатель до высоких оборотов. Будет лучше, если детали приработаются в более мягких условиях. Кстати, и езда «внатяг» (на слишком низких оборотах) тоже противопоказана, потому что для разгона придётся сильно открывать дроссель и нагружать детали мотора. А давление масла при этом будет низким.
Буксировать тяжёлые прицепы, другие автомобили. Это тоже нагрузка на детали двигателя и трансмиссии. Также не стоит выезжать на серьёзное бездорожье, даже если у вас полный привод.
Резко разгоняться и тормозить. Интенсивные ускорения опять-таки нагружают двигатель и трансмиссию. Не забывайте и о покрышках, которым это тоже противопоказано. А к резким торможениям может быть не готова тормозная система: колодки и диски ещё не приработались, поэтому эффективность их взаимодействия будет низкой.
Разгоняться быстрее 80 км/ч. Это общая рекомендация, которая фактически призвана не допустить эксплуатации мотора на высоких оборотах и под сильной нагрузкой. Хотя современные шестиступенчатые коробки передач позволяют поддерживать обороты чуть больше 2000 в минуту при скорости 80 км/ч, а мощности двигателя хватает, чтобы держать такой темп с едва открытой дроссельной заслонкой.
В период приработки деталей происходит более интенсивное тепловыделение. Если вы ещё и заставляете агрегаты работать под высокими нагрузками, они могут перегреваться. Температуру двигателя можно отслеживать по указателю на щитке, а вот АКПП при перегреве иногда просто переходит в аварийный режим. До этого, скорее всего, не дойдёт, но и пользы новым коробке и мотору от такой эксплуатации не будет.
Не забудьте, что проворачивание коленвала ещё не обкатанного двигателя требует бо́льших усилий. Соответственно, возрастает нагрузка на стартер и аккумулятор. Лучше сразу проверить состояние батареи — если она недозаряжена, энергии в какой-то момент может не хватить для пуска двигателя.
Нужно ли выполнять «нулевое» ТО
Многие автопроизводители рекомендуют такую процедуру. Дело в том, что во время приработки поверхностей образуется большое количество продуктов износа — особенно в двигателе. Крупные частицы забивают масляный фильтр, а мельчайшие остаются непосредственно в масле. «Нулевое» ТО подразумевает в первую очередь замену масла и фильтра — обычно его выполняют после обкатки. Воздушный и топливный фильтры при этом менять не требуется.
Кроме того, во время обслуживания механик проверит основные элементы подвески, рулевого управления, выпускной системы. Если на заводе случайно недотянули крепёж, он может разболтаться после начала эксплуатации — тогда его надо подтянуть.
Обкатка нужна не только новому автомобилю
В новой машине все детали новые, поэтому и требования к обкатке чёткие и строгие. Но ту же процедуру нужно проводить и после масштабных ремонтов — например, после «капиталки» двигателя или замены тормозных дисков с колодками. Словом, любые новые пары трения нуждаются в приработке.
Рекомендации всё те же, что и при обкатке нового автомобиля. Разве что важно внимательно следить за температурой двигателя, поскольку в условиях сервиса вероятность неправильной сборки выше, чем на заводе.
Что будет, если не обкатать автомобиль
Вряд ли это приведёт к катастрофическим последствиям немедленно. Но могут появиться, например, задиры на стенках цилиндров, снизиться компрессия. И уж наверняка ресурс плохо обкатанного мотора (или не обкатанного вообще) окажется ниже, чем у прошедшего эту процедуру.
Источник: https://auto.ru/novosibirsk/