Когда менять свечи зажигания

Статьи
27 июля 2023 г. 16:07

Свечи зажигания — небольшие по размеру, но очень важные компоненты автомобиля. От их исправности зависит, как будет запускаться и работать бензиновый двигатель. Вот почему так важно соблюдать регламент замены свечей зажигания, а в некоторых случаях их меняют чаще, чем предлагает автопроизводитель. Разбираемся, когда на самом деле нужно менять свечи.

Зачем менять свечи зажигания

Предназначение свечей зажигания — поджиг поступающей в цилиндры двигателя топливовоздушной смеси: без этого невозможна работа ДВС. Бензиновому мотору для воспламенения нужна искра, которая возникает между центральным и боковым электродами. В результате смесь сгорает с обильным выделением тепла и газов, расширение которых заставляет двигаться поршни и вращаться коленвал — в этом случае мотор работает. Но частичный или полный выход из строя свечей зажигания приводит к пропускам в сгорании бензина — «пустым тактам», что неизбежно сказывается на эффективности мотора и его надёжности. Поэтому нужно следить, чтобы свечи зажигания были в исправном состоянии.

Ресурс свечей, как и других деталей, ограничен. Они изнашиваются со временем, и виной тому несколько факторов:

  • Влияние агрессивных веществ, образующихся при сгорании топливовоздушной смеси ­— раскалённые газы, содержащие серу, сажу и фосфор, оказывают коррозионное воздействие на электроды и изолятор.
  • Неблагоприятное влияние высокой температуры и большого давления в камере сгорания.
  • Искровая эрозия, приводящая к выработке электродов.

В результате, при длительной работе свечей зажигания их электроды покрываются отложениями, а их выработка или оплавление приводит к увеличению зазора. Это отрицательно влияет как на форму, так и на мощность разряда. И возникает ситуация с периодическим или постоянным отсутствием у свечи искры — то есть, потерей её нормальной работоспособности или полным выходом из строя.

ocr (1)

Как часто менять свечи зажигания

В первую очередь показателем для замены служит регламент планового обслуживания автомобиля. Интервал замены свечей зажигания обычно указан в инструкции по эксплуатации. Как правило, периодичность замены назначают, учитывая ресурс свечей зажигания, — не более 30–50 тысяч километров для элементов с медными и никелевыми электродами, 80–100 тысяч километров у свечей с более долговечными платиновыми и иридиевыми электродами.

Однако на деле свечи иногда служат и меньше. Поэтому при каждом ТО лучше проверять их состояние. Как понять, когда менять свечи зажигания? На эту необходимость чаще всего указывают изменения в поведении двигателя, такие как:

  • падение мощности;
  • повышенный расход топлива;
  • проблемы при запуске;
  • нестабильная работа (двигатель «троит»).

Бывает и так, что проблемы с искрообразованием ещё не имеют ощутимых симптомов, однако современные блоки управления двигателем уже фиксируют пропуски зажигания, сохраняя в памяти ошибки. Их может показать компьютерная диагностика.

Что влияет на износ свечей

Так почему реальный срок службы свечей зажигания в автомобиле может быть меньше заявленного ресурса? Причин может быть несколько.

  • Чаще всего на ресурсе свечей негативно сказывается низкое качество топлива с большим содержанием ферроценовых (железосодержащих) присадок, что приводит к образованию характерных трудноудаляемых красноватых отложений на изоляторе. Поскольку в их составе есть железо, они замыкают электроды и тем самым «гасят» искру.
  • Частые холодные запуски (особенно при отрицательных температурах), короткие поездки, длительное движение в заторах с небольшими оборотами двигателя тоже вносят свой вклад. В таких режимах эксплуатации свечи не нагреваются до рабочей температуры и из-за этого не успевают самоочищаться. В результате на них накапливаются отложения из содержащихся в топливе и масле агрессивных веществ, препятствующие искрообразованию и способствующие ускоренной коррозии электродов.
  • При длительной езде на высоких оборотах, частых резких стартах с места ресурс свечей сокращается уже от перегрева из-за слишком высокой температуры в камере сгорания, а также большой частоты и количества искровых разрядов.

Так что вопрос, когда нужно менять свечи зажигания в автомобиле отчасти риторический: либо в соответствии с регламентом, либо при появлении проблем с запуском двигателя в машине и его работой. В последнем случае неважно, какой пробег преодолён с этими свечами. 

ocr (2)

Что будет, если не менять свечи

Если не принять во внимание закончившийся срок службы свечей зажигания и вовремя их не заменить, это может привести к более неприятным последствиям вплоть до дорогостоящего ремонта двигателя.

Какие возможны проблемы из-за несвоевременной замены свечей:

  • Попадание топливовоздушной смеси в систему выпуска. В случае пропусков воспламенения свечей несгоревшая топливовоздушная смесь вместе с отработавшими газами попадает в выпускной коллектор. При этом не только повышается токсичность выхлопных газов, но и сильно ускоряется износ каталитического нейтрализатора. А воспламенение смеси непосредственно в коллекторе грозит его разрушением из-за избыточных механических и термических нагрузок.
  • Разрушение свечи зажигания по причине сильного термического или механического износа с повреждением электродов или изолятора. Это чревато тем, что выпавшие в камеру сгорания части свечи могут повредить как поршень, так и поверхность цилиндра.
  • Значительный рост необходимого для искрообразования напряжения из-за существенных отложений на электродах или увеличения зазора между ними. В пределе это приводит к пробою высоковольтных проводов или выходу из строя катушки зажигания.
  • Детонационное зажигание из-за слишком слабой или возникающей не в нужное время искры. Это вызывает не только падение мощности двигателя. Ударная волна от взрывного воспламенения топливовоздушной смеси в камере сгорания разрушающе действует на шатунно-поршневую группу и коленвал. Резкий рост температуры способен привести к прогоранию клапанов и поршней, а также пробою прокладки головки блока цилиндров.
  • Калильное зажигание, когда воспламенение топливовоздушной смеси происходит не от электрического искрового разряда, а от раскалённых электродов при перегреве свечи. Как следствие — избыточный рост давления и температуры с последующими повреждениями элементов двигателя.

Источник: https://auto.ru/novosibirsk/