Огнетушитель, как и аптечка — из тех вещей, которые могут никогда не понадобиться. Но если беда все же случилась, от их наличия может зависеть жизнь.
Виды автомобильных огнетушителей
Глобально в мире портативных средств борьбы с открытым огнем ничего не меняется вот уже несколько десятилетий. Несмотря на некоторое разнообразие огнетушителей вообще (из малоизвестных есть воздушно-эмульсионные, воздушно-пенные, хладоновые и даже водные), основных видов огнетушителей для автомобиля по-прежнему два: углекислотный и порошковый. Споры о выборе будут всегда, однако давно известны объективные плюсы и минусы обоих. Об этом будет сказано ниже, а пока рассмотрим ключевые особенности «конкурентов».
Углекислотный (ОУ — огнетушитель углекислотный)
Как понятно из названия, веществом подавляющим пламя является углекислота — СО². В баллоне она хранится в жидком виде под давлением, а выходя наружу мгновенно конденсируется. При этом возникает двойной эффект: резкое локальное понижение температуры (до -75 градусов) и образование негорючей газовой среды в месте распыления. За счет суммирования этих факторов и производится угнетение открытого огня.
• В главный плюс углекислотных огнетушителей можно записать отсутствие серьезных последствий для предметов вокруг очага возгорания. А также зачастую более продолжительный, нежели указано на заводской этикетке, срок хранения — главное, чтобы баллон и запорно-пусковое устройство были изначально герметичными. Известны случаи успешной сработки даже 20-летних углекислотников. Но надеяться на это ни в коем случае не стоит все равно.
• Минусов у углекислотных огнетушителей тоже хватает. Во-первых, они значительно (примерно в 2 раза) тяжелее аналогичных по габаритам порошковых собратьев. Связано это с гораздо более высоким давлением внутри самого баллона — разница достигает 3-х раз. Соответственно, требуются намного более прочные, а значит и толстые стенки, что напрямую влияет на вес. Также нередко следствием неаккуратного обращения являются холодовые травмы (ожоги) самого оператора. Но, что еще важнее — в большинстве тестов на симуляцию возгорания в подкапотном пространстве углекислотные огнетушители по сумме качеств проигрывают порошковым. Да и в характеристиках (классах) многих бытовых ОУ прямо указывается на неспособность эффективно противодействовать возгоранию твёрдых тлеющих поверхностей.
Порошковый (ОП — огнетушитель порошковый)
Главное действующее вещество — порошок. Химический состав может варьироваться, обычно это карбонатные и бикарбонатные соли натрия и калия, или хлориды натрия/калия. А также прочие труднопроизносимые компоненты, едва ли что-то говорящие не осведомленному в химии пользователю — типа диаммонийфосфатов. Главное понимать суть: тушит порошковый огнетушитель, не вытесняя кислород и заодно охлаждая среду (как углекислотники), а буквально укрывая очаг возгорания плотным слоем порошка. Порошок выталкивается под давлением относительно небольшого количества содержащегося в баллоне газа.
• Главный плюс порошка в сравнении с газом — изоляция поверхности. Углекислота просто на несколько секунд вытесняет окислитель горения (воздух) и охлаждает зону возгорания. По прошествии нескольких секунд огонь может заняться снова, как ни в чем не бывало — если основное горение идет внутри детали или механизма. Тогда как порошковый огнетушитель просто засыпает все сверху изолятором, пробить который пламя не может. Конечно, в разумных пределах мелких бытовых возгораний, включая подкапотные.
• Основных недостатков порошковых огнетушителей два: крайняя «нечистоплотность» процесса и меньшая гарантия эффективного срабатывания. Что касается первого пункта: порошок не просто вылетает струей и аккуратно ложится на площадь воспламенения. При нажатии на рычаг раструб выдает мощное облако мелкодисперсного порошкового тумана. Который не только попадает в зону огневого поражения (причем очень примерно), но и ложится ровным тонким слоем на абсолютно все поверхности вокруг. Даже профессиональная химчистка не всегда способна устранить последствия такого тушения, а непосредственно в зоне контакта с огнем порошок спекается в плотный трудноудаляемый полимер.
Второй минус огнетушителей серии ОП — меньшая, нежели у углекислотных, вероятность нормального срабатывания. К сожалению, здесь играет фактор слабого контроля производителей со стороны надзорных органов. Часто наблюдается недовес (сэкономили на порошке), а вместо качественного тушащего средства в баллон заправляют некий суррогат, слабо справляющийся со своими задачами. Также часто экономят на антислеживающих добавках, что комкует состав внутри баллона и мешает нормальному выходу в критической ситуации.
Срок годности автомобильного огнетушителя
Нормативы СП 9.12130.2009 («Свод правил. Техника пожарная») предусматривают следующие сроки годности.
• Для углекислотных огнетушителей срок хранения составляет 15 лет. При этом его необходимо проверять каждый год и выполнять перезарядку с периодичностью раз в 5 лет.
• Для порошковых огнетушителей срок хранения составляет 10 лет. Минимум раз в 5 лет его также необходимо перезаряжать.
Процедуры проверки и перезарядки можно выполнить на ближайшей пожарной станции.
Требования к автомобильному огнетушителю
Требования определены действующими ГОСТ Р51057-2001 и НПБ («Нормы пожарной безопасности») 115-2002. Согласно им, в легковых автомобилях должен находиться углекислотный или порошковый огнетушитель массой не менее 2 килограммов и объемом не менее 2 литров. Для грузовиков эти цифры будут, соответственно, 5 кг и 5 л. Никаких других требований для средств тушения пожара в автомобиле на данный момент не существует. Но исходя из соображений собственной безопасности и общей (увы, зачастую печальной) практики, для своего автомобиля имеет смысл увеличить эти нормы в пару раз. Особенно отправляясь в путешествие или безлюдные места.
Какой огнетушитель лучше для автомобиля
Как отмечалось выше, оба типа имеют как преимущества, так и недостатки. Тем не менее, в большинстве возгораний, происходящих в подкапотном пространстве, порошок показывает себя эффективнее. Кроме того, способность этого средства изолировать очаг возгорания от внешней среды определяет лучшую адаптированность под тушение тлеющей проводки или пластика. А это как раз специфика автомобильных пожаров.
В рамках данной статьи мы не будем делать громких и однозначных выводов о том, что выбрать. Как и всегда, в любых сравнениях есть место диаметрально-противоположным примерам. Скажем лишь, что вне зависимости от выбора типа огнетушителя самым правильным будет уделить пристальное внимание продавцу-поставщику и отзывам (тестам) на конкретного производителя.
Как выбрать огнетушитель для автомобиля
Несмотря на то, что правила очень мягко регламентируют средства пожаротушения, выбор огнетушителя должен исходить не от принуждения со стороны законодательства, а исходя из здравого смысла и осознания реальной необходимости. Следовательно, нужно брать во внимание следующие факторы.
• Реальные отзывы/тесты на интересующую модель огнетушителя. Следует понимать, что две формально одинаковые модели (например, самые популярные ОП-2 (з) или ОУ-2) от разных производителей могут иметь абсолютно разную эффективность. К сожалению, даже самый тщательный отбор «кандидатов» не гарантирует стопроцентно-корректное срабатывание огнетушителя в экстренной ситуации. Но пренебрегать изучением вопроса точно не стоит.
• Габариты и масса огнетушителя, а также их количество. Если типичный маршрут пролегает от дома до офиса по людным магистралям и городским улицам — можно ограничиться «формальным» двухкилограммовым огнетушителем. В конце концов, кто-то из проезжающих обязательно поможет (хотя уповать на это не стоит в любом случае). Но если машина регулярно перемещается по малонаселенной местности или вовсе используется для путешествий дикарями, минимальный запас огнетушителей обязательно нужно увеличить минимум вдвое. А лучше — в три-четыре раза. Дабы понять, что это не пустая трата денег и не паранойя, достаточно пару минут провести в поисковике. Примеров, когда в людных местах с кучей помощников вокруг сгоревшей машины валяются сразу несколько пустых огнетушителей — масса. Причем некоторые из них вообще не сработали.
Также водителю крайне желательно обучить обращению с огнетушителем всех пассажиров, и минимум один разместить в салоне, закрепив ремнями или иным способом. Если случилось возгорание, один член экипажа бежит доставать огнетушители из багажника, а второй в это время уже приступил к тушению.
Штраф за отсутствие огнетушителя в автомобиле
В соответствии со статьей 12.5 КоАП РФ за отсутствие в автомобиле огнетушителя предусмотрен штраф в размере 500 руб. Такую же сумму придется уплатить за просроченный, несертифицированный, или ненадлежащим образом перевозимый огнетушитель. В последнем случае правила предписывают фиксировать огнетушитель в машине только в вертикальном положении.
Источник: https://www.autonews.ru/