Правильная настройка зеркал в автомобиле: почему это важно
Официально утвержденных правил настройки зеркал автомобиля не существует, но есть практика поколений водителей. Использование их опыта поможет повысить:
• безопасность на дороге. Правильно отрегулированные зеркала значительно сокращают риск ДТП при выполнении перестроений и других маневров за счет уменьшения так называемых слепых (мертвых) зон, в которых может скрываться автомобиль или иная преграда;
• комфорт при вождении. При правильно отрегулированных зеркалах водитель использует периферическое зрение для контроля дорожной ситуации без необходимости часто поворачивать голову, отвлекаясь от происходящего по направлению движения.
Как называются зеркала в автомобиле
На современных легковых автомобилях, внедорожниках, пикапах в обязательном порядке присутствуют наружные боковые зеркала, а в большинстве случаев и внутрисалонное, закрепленное с внутренней стороны лобового стекла. Первые служат для контроля за обстановкой сбоку-сзади автомобиля, а вторые — за его кормой. Различают несколько типов автомобильных зеркал.
Плоские. Устанавливаются на бюджетных и старых моделях. Плюсом зеркал такого типа является отсутствие искажений, что позволяет водителю точнее оценивать расстояние до объектов. Минус — сохранение достаточно больших слепых зон.
Сферические (панорамные). Устанавливаются на моделях среднего и премиум-класса. За счет выпуклой формы обеспечивают более широкий угол обзора, сокращая слепые зоны. С другой стороны, в таких зеркалах объекты воспринимаются более удаленными, чем есть на самом деле. Это необходимо учитывать при выполнении маневра.
Асферические. Являются своеобразным гибридом плоских и сферических зеркал. Ближняя к водителю часть плоская, а отделенная от нее вертикальной черной линией дальняя — изогнутая, для сокращения слепых зон.
Подготовка к настройке зеркал: правильная посадка водителя
Подготовка к настройке зеркал начинается с выбора правильной посадки за рулем. Для этого:
• отрегулируйте сиденье в продольном направлении так, чтобы при полном выжиме педали тормоза правая нога оставалась чуть согнутой в колене — это уменьшит риск повредить его в случае ДТП;
• отрегулируйте руль так, чтобы можно было положить на верхнюю часть его обода запястье, не отрывая лопаток от спинки сиденья;
• отрегулируйте сиденье по высоте так, чтобы между головой и потолком оставалось расстояние размером с кулак;
• отрегулируйте подголовник (если он не интегрирован в спинку сиденья) так, чтобы затылок при отклонении головы назад упирался в центральную часть подголовника.
Как правильно настроить боковые зеркала в автомобиле
Ниже приводится инструкция по настройке зеркал в автомобилях с левым рулем. Владельцы «праворулек» могут «отзеркалить» эти рекомендации. Все регулировки выполняются на ровной, горизонтальной площадке.
Как настроить левое зеркало автомобиля
1. Займите правильное положение за рулем.
2. Чуть повернув голову влево, отрегулируйте зеркало в горизонтальной плоскости так, чтобы видеть обе ручки боковых дверей и небольшую часть заднего крыла.
3. Выполните регулировку зеркала по вертикали, чтобы небо и земля отражались в нем в соотношении примерно 2/2 к 3/5.
4. Наклонившись влево к самому стеклу двери, посмотрите в зеркало. При правильной регулировке в нем должно быть видно заднее левое крыло полностью.
Как настроить правое зеркало автомобиля
1. Займите правильное положение за рулем.
2. Чуть повернув голову вправо, отрегулируйте зеркало в горизонтальной плоскости так, чтобы видеть обе ручки задних боковых дверей и небольшую часть заднего крыла.
3. Выполните регулировку зеркала по вертикали, чтобы небо и земля отражались в нем в соотношении примерно 1/3 к 2/3.
4. Наклонившись вправо к центру салона, посмотрите в зеркало. При правильной регулировке в нем должно быть видно заднее правое крыло полностью, а после возвращения к обычной посадке за рулем — весь соседний ряд или обочина.
5. При движении задним ходом бывает полезно видеть в зеркале отражение заднего колеса. Для этого зеркало следует отрегулировать по вертикали соответствующим образом, а после выполнения маневра вернуть в исходное положение. На ряде моделей имеется функция автоматического наклона зеркал при движении задним ходом на низких скоростях.
Как правильно настроить зеркало заднего вида
Зеркало заднего вида не надо путать с макияжными зеркалами с внутренней стороны солнцезащитных козырьков. Салонное зеркало закреплено по центру в верхней части лобового стекла и имеет механизм регулировки. Алгоритм настройки приводится ниже для штатных плоских внутрисалонных зеркал.
1. Займите правильное положение за рулем.
2. Отрегулируйте зеркало так, чтобы в нем было видно заднее стекло автомобиля целиком. Отражения потолка и заднего сиденья не должны занимать значительную площадь зеркала.
3. При этом в правом углу зеркала должен быть виден край правого подголовника.
Слепые зоны автомобиля: как их проверить
Слепые (мертвые) зоны автомобиля — это зоны сзади-сбоку машины, которые не просматриваются с места водителя, в том числе и через правильно отрегулированные зеркала. В зависимости от модели автомобиля, типа установленных на нем зеркал, роста водителя, особенностей его посадки за рулем величина таких секторов различна. Чтобы понимать расположение слепых зон:
• стоя в пробке, посмотрите на автомобили в соседних рядах и определите, какие из машин не видны;
• попросите кого-нибудь обойти вокруг вашего автомобиля на парковке и следите за помощником в зеркала — там, где он исчезнет из поля зрения, находятся слепые зоны.
Комментарии эксперта
На некоторые часто задаваемые вопросы мы попросили ответить нашего эксперта Егора Васильева, мастера спорта по ралли, в прошлом шеф-инструктора Центра водительского мастерства Jaguar Land Rover.
Как правильно настроить зеркала на автодроме при сдаче экзамена на права?
Вообще, настройка зеркал при сдаче на права не должна отличаться от обычных дорожных настроек, ведь именно они обеспечивают наиболее точное восприятие информации водителем. Однако во время экзамена приходится двигаться и задним ходом. И для того, чтобы иметь более правильное представление о ситуации позади авто, можно выставить зеркала в положение чуть более низкое, чем для обычных условий вождения. Это позволит точнее понять, что находится в пространстве рядом с задними колесами.
Какие ошибки водители допускают при настройке боковых зеркал?
Часто ошибки связаны с неправильным позиционированием зеркал в плоскости горизонта. Из-за этого даже при небольших продольных кренах авто водитель начинает видеть только небо или асфальт. Для того чтобы таких проблем не возникало, на ровной и просматриваемой поверхности регулируем зеркала таким образом, чтобы их центральная часть была вровень с линией горизонта. Кроме того, пытаясь сократить мертвые зоны, водители нередко отклоняют зеркала так, что перестают видеть часть кузова собственного авто. Это тоже неправильно, поскольку лишает картинку в зеркалах привязки к положению вашего авто. В правильно отрегулированных зеркалах должна быть видна небольшая часть боковых поверхностей вашего авто.
Какие зеркала лучше — плоские или асферические?
Конечно, асферические зеркала могут обеспечить существенно лучший обзор, поскольку захватывают намного большую площадь вокруг автомобиля. Однако в этом кроется и их минус, поскольку картинка, которую видит водитель, искажена и не дает реального представления о том, что происходит вокруг. Так что я бы отдал предпочтение обычным, плоским зеркалам.
Какие современные технологии могут заменить традиционные зеркала?
Собственно, такие технологии уже используются на серийных моделях. Это комплексы камер, которые позволяют отслеживать ситуацию по всему периметру автомобиля, полностью устраняя слепые зоны. Более того, компьютерная обработка записанной с небольшим упреждением информации позволяет реализовать функцию «прозрачный капот» для контроля ситуации под днищем автомобиля. Это особенно актуально в случае с внедорожниками. А в 2018 году Lexus ES для японского рынка стал первой в мире серийной моделью, у которой камеры полностью заменили наружные зеркала. Единственная проблема — загрязнение объективов камер в непогоду. В меньшей степени это относится к камерам заднего вида, утопленным в плавник антенны на крыше. Картинка с камер выводится, как правило, на экран мультимедиа, а в некоторых случаях — на специальные мониторы у основания стоек лобового стекла, в отдельном окне цифровой приборной панели или на превращенное в дисплей внутрисалонное зеркало.
Источник: https://www.autonews.ru/