Электронные системы автомобиля

Статьи
19 января 2021 г. 10:44

4WS 4WS (4 Wheel Steer) — 4 управляемых колеса. Задние колеса здесь поворачиваются с помощью специального рулевого механизма с электроприводом, встроенного в довольно сложную заднюю подвеску. Управляет ими специальный электронный блок, который получает от нескольких датчиков информацию о скорости автомобиля, об угле поворота руля, передних и задних колес автомобиля и т. д. Работает система 4WS в двух режимах. На малой скорости задние колеса поворачиваются в сторону, противоположную передним, и при маневре той же кривизны руль нужно будет вращать на меньший угол. То есть чувствительность рулевого управления будет выше, а вдобавок автомобиль станет более маневренным. При движении на большой скорости в быстром вираже или при перестроении из ряда в ряд на автостраде, задние колеса с помощью системы 4WS, наоборот, будут поворачиваться на небольшой угол в ту же сторону, что и передние.

ABS ABS (Antiblock Brake System)– антиблокировочная тормозная система. Помогает избежать блокировки колес при внезапном торможении или при торможении на скользкой дороге. Принцип действия: электронный блок управления несколько раз "отпускает-прижимает" тормозные колодки, благодаря чему колеса проворачиваются.

ACC ACC - Active Cruise Control - Активный круиз контроль использует трехлучевой радар для слежения за дорогой впереди. Если впереди идущий автомобиль перестраивается на вашу полосу, система определяет его положение и направление движения и рассчитывает относительную скорость, используя отраженный сигнал радара. Система АСС изменит скорость автомобиля, уменьшая тягу двигателя или применяя тормоза, чтобы сохранить необходимое безопасное расстояние. Водитель имеет возможность регулировать настройки поддержания безопасной дистанции.

ACC ACC (active cornering control). Иногда CATS, ACE, BCS, CBC. Автоматическая система стабилизации поперечного положения кузова в поворотах, а в некоторых случаях и изменяемого хода подвесок. Работает совместно с ABS для противодействия сносу задней оси при повороте на высокой скорости.

ACE То же, что ACC

AGS AGS (Adaptive Getriebe-Steuerung). Самонастраивающаяся система автоматической коробки передач. AGS в процессе движения выбирает самую подходящую для водителя передачу. Для распознавания стиля вождения постоянно оценивается работа педалью акселератора. "Ловятся" грань пробуксовки и момент привода, после чего передачи начинают работать по одной из заданных системой программ: "нормальная", "зимняя" и "горная/трогание с места". Кроме того, система AGS предотвращает излишние переключения, например, в пробках, на поворотах или спусках.

APC Automatic Performance Control - система, управляющая работой двигателя (состав смеси, момент зажигания)

ASC ASC (anti-slip control). Антипробуксовочная система или, как иногда ее называют, "трэкшн-контроль". Она же ASR (в автомобилях германского производства), а также ASC+T, ETC, TCS, STC, TRACS, TRC. Назначение системы - обеспечить устойчивость автомобиля при резком старте или при движении в гору по скользкой поверхности. Избежать "прокрутки" колес удается благодаря перераспределению крутящего момента двигателя на те колеса, у которых в данный момент наилучшее сцепление с дорогой. Ведущие колеса сначала подтормаживаются, затем, если этого недостаточно, уменьшается подача топливной смеси в двигатель и, следовательно, поступающая на колеса мощность. Система работает на скоростях до 40 км/ч.

ASC+T ASC+T (Automatic Stability Control + Traction ) – Автоматический контроль устойчивости + сцепления с дорогой. То же, что ASC.

ASR то же, что ASC

A-TRC A-TRC (Active Traction Control) - активная антипробуксовочная система A-TRC - более интеллектуальная версия традиционной антипробуксовочной системы. Она не позволит автомобилю буксовать даже при самых неблагоприятных условиях движения (как по дороге, так и по бездорожью). A-TRC автоматически обнаруживает пробуксовку ведущего колеса, подтормаживает его и снижает передаваемый на него крутящий момент, распределяя его между остальными тремя колесами. В результате на ведущие колеса, обладающие лучшим сцеплением с дорожным покрытием, всегда передается оптимальный крутящий момент. В сложнейших дорожных условиях система A-TRC практически заменяет собой блокировку дифференциалов, при этом колеса автомобиля не тормозятся так сильно на крутых поворотах. Совместная работа систем A-TRC и VSC обеспечивает отличную управляемость автомобиля при движении по очень скользкой дороге.

ATTS то же, что ESP

AUC AUC -система контроля загрязнения наружного воздуха заботится о чистоте воздуха в салоне. Система распознаёт в наружном воздухе оксид углерода, оксид азота, этанолы и прекращает при их повышенной концентрации поступление воздуха в салон, переключая на некоторое время кондиционер на режим рециркуляции.

BA BA (brake assist). Иногда BAS, PA или PABS. Электронная система управления давлением в гидравлической системе тормозов, которая в случае необходимости экстренного торможения и недостаточного при этом усилия на педали тормоза самостоятельно повышает давление в тормозной магистрали, делая это во много раз быстрее, чем на то способен человек. Электроника гидравлического brake assist распознает, произошёл ли процесс аварийного торможения по скорости движения педали и давлению на педаль.

BAS То же, что BA

BCS То же, что ACC

CATS То же, что ACC

CBC CBC (Cornering Brake Control). Контроль тормозной системы в поворотах. То же, что АСС.

CVVT То же, что VVT-i

D-4 D-4 - технология непосредственного впрыска топлива для бензиновых двигателей. Топливо впрыскивается под высоким давлением непосредственно в камеру сгорания. За счет применения этой технологии улучшаются эксплуатационные характеристики двигателя, уменьшается расход топлива и снижается уровень выбросов вредных веществ.

DAC DAC (Downhill Assist Control) - система помощи при спуске по склону. На крутых спусках, когда система DAC обнаруживает, что скорость автомобиля больше скорости вращения колес, она автоматически изменяет тормозное усилие на отдельных колесах. Таким образом, система DAC поддерживает постоянную скорость в диапазоне 5-7 км/ч – идеальную для управляемого спуска с крутого склона. Система DAC также включается и при спуске задним ходом, но в этом случае она поддерживает скорость в пределах 3-5 км/ч.

DBC DBC (Dynamic Brake Control) - Система динамического контроля за торможением представляет собой дополнение к системе динамического контроля устойчивости (DSC).

В экстренной ситуации около 90 процентов всех водителей не в состоянии выполнить экстренное торможение. При этом характерно, что, несмотря на быстрое нажатие педали, они давят на нее с недостаточной силой и последующее увеличение усилия, прикладываемого к педали, лишь незначительно увеличивает тормозную мощность. Тем самым тормозная мощность используется лишь частично, в результате чего в экстренной ситуации может не хватить нескольких ценнейших метров тормозного пути, которые могли бы спасти жизнь.

Система DBC ускоряет и усиливает процесс нарастания давления в приводе тормозов в случае экстренного торможения и обеспечивает - даже при недостаточной силе нажатия педали - минимальный тормозной путь. В качестве определяющих величин учитываются данные о скорости нарастания давления и усилии, прикладываемом к педали. Система DBC использует принцип гидравлического усиления, а не вакуумный принцип. Подобная гидравлическая система обеспечивает лучшее и значительно более точное дозирование тормозного усилия в случае экстренного торможения.

DDE DDE - Цифровая электронная система управления дизельным двигателем регулирует момент начала впрыска, количество подаваемого топлива, а также давление наддува, обеспечивая оптимальное соответствие этих параметров в любых режимах работы двигателя.

DМЕ DМЕ - Цифровая электронная система управления работой двигателя осуществляет контроль и управление всеми основными и дополнительными функциями, как например зажигание и впрыск топлива, регулировка коэффициента избытка воздуха и др. Система DМЕ обеспечивает оптимальную мощность при минимальной токсичности и расходе топлива.

DSC DSC (Dynamic Stability Control) - динамический контроль стабильности. То же, что ESP

DSTC То же, что ESP

EBD EBD (electronic brake distribution). В немецком варианте - EBV. Электронная система распределения тормозного усилия. Работает в комплексе с системой ABS, обеспечивая с помощью электроники равномерное распределение тормозного усилия между всеми четырьмя колесами, чтобы обеспечить каждому из них оптимальное сцепление с дорогой в зависимости от скорости, характера покрытия, загрузки автомобиля и т.п. Применяется главным образом для предотвращения блокировки колес задней оси. EBD вступает в действие до начала работы ABS или при несрабатывании последней из-за неисправности.

EBM EBM - Electronic Brake Management – Система электронного управления тормозами. Система (EBM) – это собирательное название систем контроля управляемости и тормозных систем - ABS, ASC+T, DBC и DSC.

Основываясь на показаниях различных датчиков, система EBM определяет степень вмешательства, необходимую для восстановления управляемости автомобилем, активировав одну или несколько систем управления.

Система EBM использует показания следующих датчиков:

  • Угол крена
  • Угол поворота рулевого колеса
  • Датчики скорости вращения колес
  • Датчики силы торможения

EBV То же, что EBD

EBS Electronic Braking System (Электронная система торможения). Педаль тормоза в EBS не имеет механической связи с тормозной системой («электронная педаль»). Ее перемещение преобразуется в электрический сигнал и подается блоку управления. После анализа информации от различных датчиков (нагрузка, скорость, поперечное ускорение, угол поворота рулевого колеса), электроника самостоятельно дает команду исполнительным механизмам, регулирующим давление в контурах тормозной системы.

ECT ECT (electronically controlled transmission). Электронная система управления переключениями передач в автоматических КПП последнего поколения. Учитывает скорость автомобиля, положение дроссельной заслонки и температуру двигателя. Обеспечивает мягкое переключение передач, значительно увеличивает ресурс двигателя и трансмиссии. Позволяет установить несколько алгоритмов переключения передач, например, "зимний", "экономичный" и "спортивный".

EDC EDC (Electronic Damper Control). Система электронной регулировки жесткости амортизаторов моментально подстраивает жесткость амортизаторов в зависимости от состояний дорожного полотна, загрузки автомобиля и условий движения. Электронный управляющий блок определяет, исходя из колебаний автомобиля, оптимальный уровень амортизации.

EDS EDS - система электронной блокировки дифференциала. EDS определяет угловые скорости ведущих колес и непрерывно сопоставляет их между собой. При несовпадении угловых скоростей, возникающем, например, при буксовании одного их колес, последнее подтормаживается до тех пор, пока не сравняется по частоте вращения с небуксующим. При разности частот вращения около 110 об/мин система автоматически включается в работу и без ограничений действует на скоростях до 80 км/ч.

EML EML - Электронная система регулировки мощности двигателя заменяет механическую связь между педалью акселератора и дроссельной заслонкой. Система ЕМL может также выполнять функции автоматики поддержания заданной скорости.

EON EON (Enhanced Other Network) Встроенная навигационная система. В России пока не работает. Предоставляет информацию о пробках на дорогах, строительных работах, маршрутах объезда, получая информацию со спутника в бортовой компьютер вашего автомобиля.

ESP ESP (electronic stability programme). Она же VDC, VSC, DSTC, DSC, ATTS. Наиболее сложная система с задействованием возможностей антиблокировочной, антипробуксовочной с контролем тяги и электронной систем управления дроссельной заслонкой. Контрольный блок получает информацию с датчиков углового ускорения автомобиля, угла поворота рулевого колеса, информацию о скорости автомобиля и вращении каждого из колес. Система анализирует эти данные и рассчитывает траекторию движения, а в случае, если в поворотах или маневрах реальная скорость не совпадает с расчетной и автомобиль "выносит" наружу или внутрь поворота, корректирует траекторию движения, подтормаживая колеса и снижая тягу двигателя

ESP ESP (electronic stability programme). Она же VDC, VSC, DSTC, DSC, ATTS, VSA. Система курсовой устойчивости. Она выводит автомобиль из заноса и помогает водителю стабилизировать траекторию движения. Наиболее сложная система с задействованием возможностей антиблокировочной, антипробуксовочной систем с контролем тяги и электронной систем управления дроссельной заслонкой. Контрольный блок получает информацию с датчиков углового ускорения автомобиля, угла поворота рулевого колеса, информацию о скорости автомобиля и вращении каждого из колес. Система анализирует эти данные и рассчитывает траекторию движения, а в случае, если в поворотах или маневрах реальная скорость не совпадает с расчетной и автомобиль "выносит" наружу или внутрь поворота, корректирует траекторию движения, подтормаживая то или иное колесо и снижая тягу двигателя.

ESR То же, что ASR

ETC То же, что ASC

ETCS ETCS (electronic throttle control system). Электронная система управления положением дроссельной заслонки. Блок управления двигателем получает сигналы с двух датчиков: положения педали газа и дроссельной заслонки, и, в соответствии с заложенной в него программой, отдает команды электросервоприводу заслонки.

EWS EWS – электронная противоугонная система. Включает центральный замок с охранной сигнализацией, электронной противоугонной системой, аварийный датчик.

HAC HAC (Hill-start Assist Control) - система помощи при подъеме по склону. Она позволяет безопасно и без потери управляемости начинать движение вверх по крутому и скользкому склону и немедленно информирует водителя о скатывании автомобиля вниз. Когда система обнаруживает пробуксовку одного или нескольких колес, она автоматически перераспределяет крутящий момент таким образом, чтобы восстановить сцепление с шин с поверхностью. Очень важно, что колеса, шины которых имеют нормальное сцепление с поверхностью дороги, периодически подтормаживаются, чтобы восстановить контакт с дорожным покрытием шин буксующих колес. Это позволяет водителю не потерять контроль над автомобилем.

HAH HAH. Handbrake with Automatic Hold (Стояночный тормоз c автоматической функцией) Разработчик: BMW. Он помогает водителю при постановке автомобиля на стоянку и в различных дорожных ситуациях, что также способствует повышению безопасности движения. Эта система включается нажатием кнопки и обеспечивает неподвижность автомобиля при его парковке, предотвращает скатывание автомобиля назад при трогании с места на подъеме, а также автоматизирует процесс торможения в определенных ситуациях (при движении в режиме частых остановок) - функция автоматического торможения.

HDC HDC (hill descent control). Система контроля тяги для спуска с крутых и скользких уклонов. Работает примерно по тому же принципу, что и антипробуксовочная: через "удушение" двигателя и подтормаживание колес, но с фиксированным ограничением скорости в пределах 7 км/ч.

IC То же, что SRS

MID MID - Информационная система

MSR MSR. Применяется на переднеприводных дизельных автомобилях для предотвращения блокировки передних колес. Система полезна в следующих ситуациях: когда колеса слишком сильно скользят, при резком торможении на передаче. Свои функции MSR осуществляет путем воздействия на системы управления ТНВД дизельного двигателя.

NVCS То же, что VVT-i

PA То же, что BA

PABS То же, что BA

PDC PDC- Сигнализация аварийного сближения при парковке.

PTS PTS (Parktronic System). Система, облегчающая парковку автомобиля. Датчики объема, установленные в бамперах, позволяют даже неопытному водителю уверенно парковаться в ограниченном пространстве.

RDC RDC (Reifen Druck Control). Система контроля за давлением воздуха в шинах

SIPS SIPS (Side Impact Protection System). Система защиты от бокового удара. Состоит из усиленных и энергопоглощающих элементов кузова и боковых подушек безопасности, которые обычно располагаются в передних сиденьях.

SLS SLS (self-levelizing suspension). Система самовыравнивания подвески. Особая конструкция амортизаторов и/или пневморессор. Может обеспечивать стабильность положения кузова в продольной оси относительно горизонтали при быстром движении по неровным дорогам и/или при полной загрузке

SRS SRS (supplementary restraint system). Подушки безопасности, они же эйрбэги, фронтальные и боковые. Последние иногда относят к системе защиты от боковых ударов SIPS, куда наряду с ними входят специальные балки в дверях и поперечные усилители кузова. Новые аббревиатуры - WHIPS (запатентовано Volvo) и IC, что, соответственно, расшифровывается как система защиты от "плетевого" удара - особая конструкция спинки сиденья с активными подголовниками и "надувная штора" - подушка безопасности, разворачивающаяся сбоку в зоне головы.

STC То же, что ASC

TCS Traction Control System - система управления тягой (антипробуксовочная). То же, что ASC

TEMS TEMS (Toyota Electronically Modulated Suspension) – электронная система управления подвеской. Одно нажатие на кнопку - и система управления подвеской переводит амортизаторы в один из четырех возможных режимов работы: сверхкомфортный, комфортный, полуспортивный или спортивный. Система позволяет подвеске активно реагировать на условия движения: резкие повороты, торможение, езда по бездорожью (позволяет водителю лучше чувствовать дорогу). При резком повороте система автоматически настраивает жесткость амортизаторов, противодействуя крену кузова и сохраняя устойчивость автомобиля. Аналогичным образом система смягчает поперечные крены кузова на бездорожье и “клевки носом” при торможении.

TRACS То же, что ASC

TRC TRC (TRaction Control) – антипробуксовочная система. При пробуксовке ведущих колес при ускорении система автоматически снижает крутящий момент двигателя и подтормаживает сорвавшееся в пробуксовку колесо, способствуя восстановлению тягового усилия. Действуя совместно с системами ABS и EBD, она облегчает и ускорение, и торможение.

TRC То же, что ASC

VANOS То же, что VVT-i

VDC То же, что ESP

VIS То же, что VVT-i

VSA То же, что ESP

VSC То же, что ESP

VTEC То же, что VVT-i

VVT-i VVT-i (variable valve timing-intelligent). Или VTEC, VANOS, NVCS, VIS, CVVT. Электронные системы изменяемых фаз газораспределения. Применяются для улучшения характеристик крутящего момента в широком диапазоне оборотов, а также для улучшения экономичности и экологических характеристик двигателя.Регулируют время открытия впускных клапанов, поддерживают оптимальный момент открытия, за счет чего улучшается наполнение двигателя горючей смесью.

VVTL-i VVTL-i (Variable Valve Timing and Lift - intelligent). Спортивный вариант VVT-i.

WHIPS То же, что SRS

WIL WIL (Whiplash Injury Lessening). Технология, применяемая в конструкции передних сидений для уменьшения возможности получения травмы от внезапного резкого движения головы при ударе сзади. Верхняя часть сидения поддерживает верх спины водителя или пассажира, а подголовник ограничивает возможность откидывания головы назад. Подобная комбинация позволяет снизить риск травм шеи, вызванный резким движением головы при столкновении на небольшой скорости.

Optitron Optitron - Оригинальная система подсветки приборов. Благодаря темному антибликовому фону приборы с системой Optitron отличаются превосходной читаемостью при любой освещенности.

Steptronic

Tiptronic

Easytronic Steptronic, Tiptronic, Easytronic – это практически синонимы АКПП, которые имеют возможность ручного управления коробкой передач. Различия в названиях обусловлены разными производителями и устройством КПП.

Вариатор Вариатор - это автоматическая КПП. В вариаторе отсутствует ступенчатое изменение передаточных чисел и как такового процесса переключения передач в нем не существует. Ресурс этих коробок передач самый маленький, в обслуживании и ремонте они самые сложные и дорогие, зато работают они очень мягко и комфортно.