Что такое моторное масло, зачем оно нужно и каким должно быть
Прежде всего моторное масло должно:
- Обеспечивать надежную смазку, уменьшая трение и износ деталей двигателя;
- Уплотнять зазоры между трущимися поверхностями;
- Охлаждать детали двигателя;
- Предотвращать образование нагара и лакообразных отложений;
- Предотвращать коррозию деталей двигателя;
- Предотвращать выпадение осадков;
- Нейтрализовывать кислоты, образующиеся при окислении масла и сгорании топлива.
Существуют четыре вида базовых масел:
- Минеральное (полученное путем перегонки мазута с последующим рафинированием);
- Гидрокрекинговые (гидрокрекинг минерального масла);
- Полусинтетические (смесь минерального и синтетического масел);
- Синтетические (направленный синтез).
Основное достоинство минерального масла – цена. Оно достаточно просто по составу и требует низких затрат на производство. Однако за низкую цену приходиться платить и низким качеством этого масла. Стабильность его свойств ухудшается прямо пропорционально времени эксплуатации. В результате – шлам и нагар в двигателе и значительное снижение ресурса.
Полусинтетические и гидрокрекинговые масло, как правило, лучше минеральных, т. к. они более стабильны при эксплуатации.
Синтетические масла в отличии от минеральных и полусинтетических имеют максимальную химическую и термическую стабильность.
Химическая стабильность означает, что при работе синтетических масел в двигателе с ними не происходит каких – либо химических превращений ( окисления, парафинизации и т. п.), ухудшающих его эксплуатационные характеристики.
Термическая стабильность означает сохранение оптимального значения вязкости масла в широком диапазоне температур, что означает легкий и безопасный пуск двигателя на морозе и одновременно максимальную защиту двигателя в его самых высокотемпературных зонах при работе на высоких скоростях и нагрузках.
В отличии от минеральных масел, которые «моют» отложения в двигателе постепенно, слой за слоем, синтетические масла благодаря присущей им высокой текучести и проникающей способности вызывают отслоение отложений с внутренних поверхностей двигателя, что может привести к закупориванию сетки маслоприемника, масляных каналов, работе в режиме масляного голодания и, как следствие, выходу из строя двигателя. Аналогично, в зоне сальниковых уплотнений (в том числе и из микротрещин, если таковые имеются) будут удалены все отложения и, в случае потери эластичности сальников, синтетическое масло, очистив предварительно себе «дорогу», будет вытекать из двигателя.
Таким образом, применение синтетических масел не рекомендуется в следующих случаях:
- при наличии значительных отложений на внутренних поверхностях двигателя;
- если уплотнительные элементы (сальники, маслосъемные колпачки и т.п.) потеряли эластичность и (или) имеют микротрещины (необходимо заменить сальники);
- в двигателях с сальниками с «набивкой» (ГАЗ, Газель, УАЗ, старый Renault);
- в период обкатки для двигателей, требующих обкатку, т.е. «полезный износ», с целью приработки пар трения. То же касается и двигателей после капитального ремонта;
- в роторно-поршневых двигателях.
Для того, чтобы моторное масло успешно осуществляло свои функции, в базовое масло добавляют пакет присадок.
По поводу добавления каких-либо дополнительных присадок в моторное масло можно сказать, что, чем менее качественное масло вы используете, тем больше вероятность, что применение присадки себя оправдает. Заливка же присадки в высококачественное масло в лучшем случае не приведет ни к каким последствиям, в худшем - вызовет дисбаланс с уже присутствующими в этом масле присадками и вызовет выпадение осадка и потерю маслом тех или иных своих свойств. Современное моторное масло - это сложная субстанция, состоящая из химически сбалансированных компонентов, и вмешательство в его рецептуру может повлечь непредсказуемые последствия.
Как выбрать масло для своего автомобиля?
Остановимся на общих моментах:
Основой для подбора конкретной марки являются требования производителя Вашего автомобиля к применяемым маслам и жидкостям, приведенные в инструкции по эксплуатации. Обычно, помимо формальных требований (спецификаций) на используемые продукты, там также в качестве примера приводятся конкретные марки масел или ссылки на фирмы- производители смазочных материалов.
Если же автомобиль уже далеко не новый и сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации недостаточно (или они просто устарели), то Вы должны самостоятельно выбрать марку масла для двигателя или трансмиссии. При этом Вам будет необходимо подобрать:
- класс вязкости по SAEJ300
- класс качества по АСЕ А или API
- допуски производителей
- минеральное или синтетическое масло и т.д.
SAE J300. SAE - это аббревиатура Общества Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers), присваивающее маслам класс вязкости по разработанной им шкале. На сезонных маслах присутствует только однозначное обозначение, причем наличие буквы W обозначает его принадлежность к зимнему, а отсутствие - к летнему, например, SAE 10W (зимнее) или SAE 40 (летнее). Более распространены всесезонные масла с двойным индексом, например SAE 5W-30. Условно можно определить, что, чем меньше первая цифра в индексе, тем масло будет более жидким, прокачиваемым зимой, а чем выше вторая цифра - тем оно будет более вязким летом. Стоит напомнить, что стабильность этих свойств у минерального масла будет меньше, чем у синтетического или полусинтетического с таким же индексом вязкости.
Стандартные ряды вязкости:
- зимний ряд: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
- летний ряд: 20, 30, 40, 50, 60;
- серия всесезонных масел: 0W-20, 0W-30, 0W-40,0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60.
Необходимая вязкость масла определяется на основании следующих факторов:
- особенности конструкции двигателя;
- степень износа двигателя;
- температура окружающей среды;
- режим работы двигателя.
При выборе степени вязкости моторного масла, следует руководствоваться опять же рекомендациями производителя конкретного двигателя. Эти рекомендации основываются на его конструктивных особенностях.
На что стоит обратить внимание?
При выборе так называемого «зимнего» класса вязкости необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется Ваш автомобиль, при этом можно воспользоваться следующей таблицей:
0W | до -30°С и ниже |
5W | до -25°С |
10W | до -20°С |
15W | до -15°С |
20W | до -10°С |
25W | до -5°С |