АККУМУЛЯТОРЫ

Статьи
19 октября 2020 г. 14:39

ВВЕДЕНИЕ

Главной задачей аккумулятора является подача тока для запуска двигателя. Он зависит от величины хода поршня и диаметра, количества цилиндров, соотношения прокручивания двигатель/стартер, сопротивления цепи, температуры, вязкости масла двигателя и нагрузки вспомогательных устройств. Когда оригинальное аккумуляторное оборудование подбирается к автомобилю, то учитываются все эти факторы.

Вторым назначением аккумуляторной батареи является восполнение нагрузочных требований автомобиля, когда они превышают возможность зарядной системы по снабжению энергией. Аккумуляторная батарея должна восполнить электрическую нагрузку автомобиля при отказе зарядной системы.

Третьим назначением аккумуляторной батареи является действие в качестве стабилизатора напряжения в зарядной системе. Время от времени в электрической системе вырабатываются очень высокие переходные напряжения, что может иметь место при замыкании или размыкании цепи и т.п. Аккумуляторная батарея частично поглощает и значительно сглаживает эти пиковые напряжения и защищает полупроводниковые компоненты от выхода из строя.

СРОК СЛУЖБЫ АККУМУЛЯТОРОВ

Все аккумуляторы через определенное время эксплуатации выходят из строя. Главной причиной смерти аккумуляторов является физика электрохимического процесса зарядки и разрядки. Получая и отдавая ток, пластины с нанесенной на них пастой расширяются и сжимаются. Это происходит циклично много сотен и тысяч раз, и в результате происходит механическое разрушение их структуры. Аккумуляторы одинаково боятся перезаряда и глубокой разрядки. В первом случае происходит интенсивное окисление, разрушение и осыпание материала положительных пластин, а во втором- начинается оплывание пасты с отрицательных решеток. Перезаряд может наступить как на работающем автомобиле, в случае неисправности электросистемы, так и при стационарной зарядке аккумулятора. Глубокая разрядка происходит чаще всего по вине электросистемы (неисправный генератор), по причине ослабленного ремня генератора, окисления многочисленных контактов, а также замыканий на корпус, когда ток идет не к батарее, а на нагревание окружающего воздуха всей массой автомобиля. Возникшие неполадки легко заметить по неожиданно появившимся проблемам пуска двигателя. Устраняются они стационарной зарядкой, а также поиском и устранением собственно причины потери тока. При разрядке опасны не только долгосрочные последствия (разрушение отрицательных пластин). Вполне реально перейти за «границу невосстанавливаемости» – 2В, когда аккумулятор уже нельзя будет зарядить никакими самыми умными зарядными устройствами.

Другая ситуация более простая, но не менее опасная. Электролит разряженного аккумулятора стремительно стремится превратиться в обычную воду и, если заряженный аккумулятор вполне сносно переносит морозы потому, что серная кислота не замерзает, то в разряженном варианте, он вполне может «рвануть», не выдержав очередной морозной ночи.

СТАНДАРТЫ АККУМУЛЯТОРОВ

В мире распространены четыре стандарта аккумуляторов: европейский, японский, североамериканский и южноамериканский, последний, впрочем, сделан на основе первого и практически его повторяет. Различия здесь касаются формы, а не содержания.

Американский стандарт предполагает тоководы, расположенные не на верхней крышке аккумулятора, а сбоку и, к тому же, имеющие конструкцию «резьба вовнутрь». Японские конструкторы настолько плотно заполнили подкапотное пространство, что и аккумуляторная батарея стала уже своих европейских и американских собратьев. Покупая «настоящий» (не европейской сборки) японский или корейский автомобиль, надо быть готовым к тому, что на положенное ему место встанет только «фирменный» агрегат.

МАРКИРОВКА АККУМУЛЯТОРОВ

При выборе аккумулятора необходимо правильно прочитать его параметры, записанные на его этикетке. Встречаются, например, такие условные обозначения и сокращения:

12V – номинальное напряжение 12 Вольт (оно у всех батарей одинаковое, и ошибиться невозможно);

55Ah – емкость аккумулятора 55 ампер/часов. Емкость, по определению, это сколько электричества «помещается» в аккумуляторе (как долго можно крутить стартером двигатель). Размеры (длина – ширина – высота) здесь не так важны, как особенности конструкции и, следовательно, внутренние возможности накапливать энергию. Цена аккумулятора практически прямо пропорциональна его емкости.

R.C. 90 min. – резервная емкость (Reserve Capacity) - 90 минут. Резервная емкость - это время (в минутах), в течение которого аккумулятор способен поддерживать напряжение не ниже 10,5 вольт при токе разрядки в 25А. Физическое значение резервной емкости - это время, которое можно проехать при минимальной электрической нагрузке автомобиля при неработающем аккумуляторе.

LOAD TEST 200 А – пусковой ток, т.е. ток, подаваемый на стартер во время пуска. Его могут указывать по четырем разным системам: ГОСТ (на отечественных), EN (стандарт Единой Европы), SAE (американский стандарт) и DIN. Последний, немецкий стандарт, наиболее близок к нашему ГОСТ у и на большинстве европейских батарей ставится «по умолчанию», т.е. когда система стандарта не указана. Чем он больше, тем быстрее и с большей силой стартер провернет двигатель.

ССА (-18 С): ВС/ 400, /ЕС 275, DIN 255 – ток холодного пуска (Cold СгапkiпgАmрегеs) - важнейший показатель, говорящий о том, насколько мощный ток выдаст аккумулятор в условиях зимнего пуска. Для его определения батарею выдерживают несколько часов при температуре -18 С (О F) и замеряют ток, который она затем выдает на протяжении 30 секунд.Ток холодного пуска измеряется по трем разным методикам: BCI (Battery Council lnternational), IEC (lnternational Electrotechnical Commission) и DIN (Deutche lndustri Normen). Отличаются они деталями и, как результат, определяют различные итоговые значения. То, как производители аккумуляторов наносят их на этикетки и является последним тестом качественности батарей. Серьезные фирмы указывают все три значения, а сомнительные компании - только один, конечно же самый большой, и, как правило, без его расшифровки.

КАК ВЫБРАТЬ АККУМУЛЯТОР

Главным критерием при выборе аккумулятора является его емкость.

Автомобилестроители тщательно подбирают все компоненты электрической системы, включая генератор и аккумулятор, по совместимости друг с другом так, чтобы получить баланс. Исходным параметром здесь является двигатель - его объем и количество навесных агрегатов, включая компрессор кондиционера, которые в сумме и определяют, с какой силой все это необходимо будет прокручивать при старте. С другой стороны, генератор должен будет заряжать и этот аккумулятор и подавать достаточно тока на остальные, в том числе и вспомогательные системы - отопители, стеклоподъемники и т.д.

Ошибка при покупке может привести к тому, что аккумулятор будет «маленьким» по емкости, по сравнению с током генератора. При этом батарея будет постоянно получать больше тока, чем ей надо для нормальной зарядки. В случае обратном, при покупке «танкового» аккумулятора для ВАЗ он, безусловно, будет «голодать» и находиться в состоянии недостаточной заряженности. Вывод прост: если производитель вашего автомобиля определил ему аккумулятор в 36, 54 или 72 амперчаса - старайтесь найти замену как можно более точно повторяющую оригинал.

Все аккумуляторные батареи делятся на три категории: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые.

Обслуживаемые аккумуляторы пока еще встречаются в продаже. Сейчас и х производят лишь несколько российских заводов да еще некоторые страны бывшего соцлагеря. Эти батареи легко узнаются по эбонитовому корпусу и черной мастике, которая залита сверху. Такой аккумулятор дает возможность сменить блок пластин одной или нескольких банок, если между пластинами произошло короткое замыкание. Владелец же необслуживаемого аккумулятора попросту лишен возможности что-либо сделать с ним: на крышке такой батареи нет никаких отверстий и заливных пробок. Это специальные аккумуляторы, предназначенные для определенных (идеальных) условий эксплуатации с мягким климатом и отлаженным сервисом. Они очень дороги и подходят для использования не на всех автомобилях.

Большинство выпускаемых во всем мире автомобильных аккумуляторов является малообслуживаемыми. Они не имеют таких жестких ограничений в эксплуатации и широко представлены на рынке во всех вариантах, как дешевых и простых, так и дорогих, качественных и буквально нашпигованных современными технологиями.

Престиж и известность какой-то марки аккумуляторов имеют решающее значение при покупке, но надо учитывать и некоторые технические моменты. Конечно, химический состав пластин или технология их изготовления вряд ли известны продавцу. Да и нужно ли это покупателю? Лучше обратить внимание на то, что можно увидеть самому. Например, пакетированные пластины (каждая пластина упакована в микропористый конвертсепаратор), которые предотвращают короткое замыкание между ними вследствие осыпания активной массы и соответственно продлевают срок «жизни» аккумулятора. Такие пакеты хорошо видны, если открыть заливную пробку. Обратите внимание и на пробки. Известно, что при зарядке аккумулятора, вода из электролита выпаривается. Чтобы аккумулятор не взорвался, сбоку или сверху пробок должна быть система для выхода газов. Лучше, если пробки не имеют отверстий, а в крышке батареи есть система полостей для конденсации воды, а также единый газоотводный канал, как в необслуживаемых аккумуляторах

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АКБ:

При соблюдении нижеприведенных указаний покупатель в течение многих лет не будет иметь проблем со своим аккумулятором:

1.Указания мер безопасности.

1.1. Выделяющаяся при заряде батареи смесь водорода с кислородом ВЗРЫВООПАСНА. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ курить вблизи батареи, пользоваться открытым огнём, допускать образование искры, в том числе замыкать полюсные выводы аккумулятора.

1.2. Не наклоняйте батарею более чем на 45° во избежание вытекания электролита.

1.3. Электролит - агрессивная жидкость. При попадании его на незащищённые участки тела немедленно обильно промойте их водой, а затем 5 % раствором соды и аммиака.

1.4. Присоединение и отсоединение батареи от бортовой сети автомобиля должно производиться при отключённых потребителях. Вначале присоединяется положительный вывод, затем - отрицательный; отсоединение производится в обратном порядке.

1.5. Батарея должна быть надёжно закреплена в штатном гнезде автомобиля, соединительные клеммы плотно зажаты на полюсных выводах, а сами провода прослаблены.

2.Подготовка к работе.

2.1. Залитая электролитом и заряженная батарея готова к работе.

2.2. Перед установкой батареи на автомобиль рекомендуется батарею подзарядить. Заряд рекомендуется проводить при постоянном токе, равном 1/10 ёмкости батареи. Заряд считается законченным через 2 часа после достижения напряжения на батарее равного 16,0 В.

3.Эксплуатация батареи.

3.1. Батарею следует содержать в чистоте. Рекомендуется после очистки полюсных выводов и клемм смазать их техническим вазелином или другой густой нейтральной смазкой.

3.2. Периодически проверяйте надёжность закрепления батареи в штатном гнезде.

3.3. Пуск двигателя производите короткими (5-10 секунд) включениями стартера. В зимнее время выключайте сцепление. Перерывы между попытками пуска должны составлять не менее 1 минуты. Если после 3-4 попыток двигатель не запускается, проверьте исправность системы зажигания и питания топливом.

3.4. Уровень зарядного напряжения должен соответствовать требованиям инструкции на транспортное средство и находиться в пределах 13,8–14,5В независимо от режима работы двигателей и включённых потребителей. Не реже одного раза в 2 месяца проверяйте уровень зарядного напряжения. Если оно отличается от вышеуказанного, необходимо обратиться в автосервис для приведение его до заданного уровня.

3.5. Батарею следует поддерживать в заряженном состоянии. Не реже одного раза в 3 месяца, а также в случае ненадёжного пуска двигателя, необходимо проверять степень заряженности по равновесному напряжению разомкнутой цепи (НРЦ) для необслуживаемых аккумуляторов и по плотности электролита для мало-обслуживаемых аккумуляторов.


Степень заряженности Плотность электролита г/смЗ(*) Напряжение на аккумуляторной батарее В(**)
100% 1,27 12,7
80% 1,245 12,5
60% 1,21 12,3
40% 1,175 12,1
20% 1,14 11,9
0% 1,1 11,7

Указанные зависимости справедливы при температуре 20-25 С для аккумуляторов, находившихся без нагрузки не менее 8 часов.

* плотность во всех ячейках должна отличаться не более +-0,02-0,03.

** напряжение необходимо определять высокоомным омметром. Батарею, степень заряженности которой ниже 75% зимой и 50% летом, следует снять с машины и зарядить, как указано в п.2.2. настоящей инструкции.


3.6. В случае глубокого разряда батареи, её необходимо незамедлительно полностью зарядить, как указано в п. 2.2.

3.7. НЕДОПУСТИМА длительная (более 1 месяца) эксплуатация батареи в условиях перезаряда.

На заметку.

В сильные морозы, перед тем как включить стартер, «разогрейте» аккумулятор - включите на пару минут дальний свет. Не пытайтесь завести двигатель сразу. Сначала несколькими короткими включениями стартера погоняйте поршни в цилиндрах, чтобы слегка разогнать загустевшее масло. А уже после этого попытайтесь его запустить. Если двигатель не запустился с первой попытки, не выключайте сразу же стартер.

Самый оптимальный режим пуска двигателя - серия 10-15 секундных попыток с трехминутными перерывами.

По материалам Maslenka.ru