С 1 сентября ГИБДД уделяет пристальное внимание наличию детских кресел и соблюдению правил их использования.
Стандартные ремни в автомобилях предназначены для удержания в момент ДТП исключительно взрослых седоков. Для безопасной перевозки детей приходится прибегать к использованию дополнительных средств, способных защитить от травм самых маленьких пассажиров и спасти им жизнь в экстренной ситуации. Важно грамотно подойти к выбору таких устройств, ориентируясь на законодательство, безопасность, практичность и удобство. Применение автокресла снижает вероятность смертельных травм на 75%.
Законодательство
В России перевозка детей до 12 лет в специальном удерживающем устройстве (люльке, кресле, бустере) является обязательной. Пренебрежение этим правилом наказывается штрафом. Ответственность за несоблюдение правил лежит на водителе.
В ПДД дети делятся на три категории по возрасту. В зависимости от этого критерия, а также веса и роста водителям приходится выбирать то или иное устройство для перевозки:
• от 0 до 7 лет;
• от 7 до 11 лет;
• от 12 лет и старше.
Рассмотрим каждую из категорий более подробно.
От 0 до 7 лет
Дети в возрасте от 0 до 7 лет должны ездить в автомобиле исключительно в специальном детском удерживающем устройстве — люльках и креслах, подобранных по весу и росту ребенка. Младенцев перевозить в сидячем положении нельзя — для их перевозки применяются люльки. Правилами не запрещается устанавливать люльку на переднем пассажирском кресле при отключенной подушке безопасности, но лучше ставить ее сзади на диван. Для безопасности люлька пристегивается специальными ремнями или системой ISOFIX (металлические скобы на кузове автомобиля). На переднем кресле люлька располагается спиной вперед, на заднем — перпендикулярно ходу движения.
Дети от 1 года до 7 лет должны сидеть в машине в специальном кресле — как на переднем, так и на заднем сиденье.
От 7 до 11 лет
Дети в возрасте от 7 до 11 лет могут ездить на переднем пассажирском кресле только в специальном удерживающем устройстве, соответствующем весу и росту, а сзади возможна перевозка без него при условии применения штатных ремней безопасности, но лишь в случае, когда применение ремней возможно. Это касается лиц ростом более 150 см и весом свыше 36 кг. В законодательстве и правилах этот пункт не прописан — ориентироваться на данные показатели стоит исключительно при выборе удерживающего устройства. До 12 лет невозможна перевозка детей и на заднем сиденье мотоцикла.
От 12 лет
Дети в возрасте от 12 лет могут ездить без специального удерживающего устройства как сзади, так и спереди, но обязательно должны быть пристегнуты ремнями безопасности.
Правила подбора
Основными критериями при выборе специального детского удерживающего устройства являются возраст, рост и вес ребенка. Эти параметры указываются производителями в инструкции к конкретной модели. Приобрести одно удерживающее устройство на весь период взросления ребенка не получится.
Кресла принято разбивать по категориям 0+/1, 0+/1/2, 0/1/2/3. Самые «младшие» предназначены для детей весом до 13 кг, но чаще встречаются совмещенные — группы 0+/1 под вес до 18 кг. Кресла 0+/1/2 рассчитаны на ребенка весом от 2,2 до 30 кг, последние — от 2,2 до 55 кг. Стоит учесть, что чем больше разбег по параметрам, тем менее комфортно будет чувствовать себя ребенок в кресле и тем хуже он будет защищен в момент ДТП. Важно, чтобы удерживающее устройство идеально подходило по параметрам — не было велико или мало. Классическая градация выглядит следующим образом:
• Группа 0: для грудничков до полугода (люлька);
• Группа 0+: до года и веса до 13 кг (младенец находится в полулежачем положении);
• Группа I: напоминает классическое кресло с трех- или пятиточечными ремнями — для детей весом 9–18 кг;
• Группа II: кресло для детей весом 15–25 кг; допустимо крепление штатным автомобильным ремнем;
• Группа III: под вес от 22 до 36 кг; впоследствии становится бустером.
Вне зависимости от типа удерживающего устройства (люлька, кресло, бустер) критерии подбора не отличаются. Первостепенными параметрами являются безопасность, качество исполнения, мобильность и функциональность.
Первое, на что стоит обратить внимание, — безопасность устройства. Этот параметр подтверждается сертификацией и итогами независимых испытаний. Доверять можно, к примеру, тестам немецкого автоклуба ADAC. Однако не все модели, присутствующие в российской продаже, попадают в такие рейтинги.
Наиболее безопасными считаются устройства с европейской маркировкой R129 или i-Size. Устройства с наклейкой i-Size в обязательном порядке прошли испытания на боковой удар с применением современных манекенов. Такие кресла имеют крепления стандарта Isofix (есть не в каждой машине). Кресла старого европейского стандарта ECE R44-04 допускают крепление детского кресла и при помощи штатных ремней безопасности. Выбирая кресло, стоит ориентироваться на имя производителя, итоги испытаний и рейтинг конкретного устройства.
Качество исполнения, мобильность и функциональность — чуть менее важные, но также весомые критерии. От того, насколько хорошо изготовлено устройство, напрямую зависит срок его службы. Высококачественные кресла имеют внушительный, но не чрезмерно большой вес. У хороших моделей имеются широкие возможности по регулировке ремней безопасности и высоты подголовников. Эргономика для юных пассажиров невероятно важна.
Нюансы
При выборе автокресла рекомендуется обратить внимание на ряд деталей:
• правильное кресло должно иметь высокие и развитые боковины, защищающие от бокового удара, а также высокий регулируемый подголовник;
• каркас должен быть выполнен из пластика, а не из металла;
• автокресло должно иметь возможность трансформации и смены положения;
• наличие смягчающих накладок и расширителей ремня;
• надежные, не выступающие наружу замки для фиксации;
• соответствие стандарту ECE R44/04 или ECE R129 (i-Size) — подтверждается нестираемой оранжевой наклейкой на корпусе;
• маленькому пассажиру должно быть удобно находиться в кресле;
• лучше присмотреться к моделям с обивкой не из полиэстера: она легко чистится, но не пропускает воздух, к тому же долго источает неприятный запах. В идеале обивка должна легко сниматься для очистки или стирки в стиральной машинке.
Модные фишки и гаджеты вроде встроенных USB-слотов, интегрированных наушников и Bluetooth-модулей — как правило, лишь повод привлечения внимания. Куда важнее безопасность, надежность и функциональность. В действительно продвинутых устройствах есть даже собственные подушки безопасности, но эти инновации пока не носят массового характера и выливаются в копеечку.
Какие штрафы
За перевозку детей без специальных удерживающих устройств сотрудник ГИБДД имеет право выписать штраф, размер которого зависит от статуса водителя. Простому автомобилисту придется расстаться с 3 тыс. рублей, а должностному лицу (к примеру, таксисту) — с 25 тыс. руб. Штраф в отношении юридического лица (школа, таксомоторная компания) огромен — 100 тыс. руб. Правда, на это наказание распространяется 50-процентная скидка при оплате штрафа в течение льготного периода сроком 20 дней.
Оштрафовать инспектор может и в случае, если автокресло или бустер явно не подходит ребенку по росту, весу, телосложению, либо когда в одном кресле сидят сразу два ребенка. Фиксация устройства ненадлежащим образом — также повод для наказания.
Источник: https://www.autonews.ru/