Камеры начнут штрафовать за отсутствие ОСАГО уже в 2023 году. Что известно об этом проекте

Новости
2 февраля 2023 г. 11:53

Повышение цен на страховку привело к увеличению числа отказников

Обсуждение автоматического наказания водителей без полисов ОСАГО началось еще в 2016 году, и с тех пор шли активные работы по модернизации баз данных МВД и РСА, но каждый раз что-то мешало запустить проект. Но на этой неделе президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Уфимцев в интервью «Российской газете» заявил, что камерный отлов безосажных водителей начнется в первые месяцы 2023 года. Вспоминаем, в чем смысл этой системы, каков максимальный размер штрафа и можно ли обмануть камеры за счет «левого» полиса.

1.Как работает система

Камера видеофиксации считывает госномер автомобиля и сравнивает его с базой данной АИС РСА (ее «гаишная» версия сделана на базе ФИС ГИБДД). Если к автомобилю не привязан полис ОСАГО, на имя автовладельца выписывается постановление. По части 2 статьи 12.37 КоАП штраф составляет 800 рублей.

Система сможет выписывать не более одного постановления в сутки, но даже это немало: месяц езды без ОСАГО обернется суммарным штрафом без малого 25 тысяч рублей.

2. Почему систему внедряют так долго

Возникли технические сложности с объединением баз данных ГИБДД и страховщиков. Кроме того, при кажущейся простоте системы она создает колоссальную нагрузку на серверы, потому что проверяет весь поток автомобилей, а не только тех, кто едет слишком быстро или, допустим, на красный свет. Много времени ушло на отладку системы, чтобы исключить ложные срабатывания. Проблемы, например, возникли со сроками внесения данных о новом полисе в базу данных страховщиков: компании нередко делают это с задержкой, в результате камеры могут штрафовать водителей в первые дни после оформления полиса. Не исключено, что законотворцы введут некий «период охлаждения»: система будет фиксировать проезд, но ГИБДД или ЦАФАП оформит постановление лишь спустя несколько суток, убедившись, что полиса действительно нет.

3. Камеры легко обмануть, разве нет?

Система проверяет наличие полиса, но, в отличие от инспектора ГИБДД, не может сличить данные страховки с параметрами водителя. Получается, водители с невыгодными коэффициентами могут оформить полис на другого человека, и система пропустит такую машину, ведь формально страховка у нее будет? Директор «Центра страхования» Кирилл Смолин говорит, что такая уловка возможна, но имеет и обратную сторону.

— По закону об ОСАГО страховать машину может либо собственник, либо один из водителей, — рассказывает он. — От собственника всегда берется коэффициент территории (по его прописке), то есть сэкономить на том, чтобы указать другую, более выгодную территорию, не удастся. Но если собственник не является водителем, то остальные параметры берутся от второго водителя. Поэтому, например, молодой автомобилист с аварийным стажем, для которого страховка стоит, условно, 100 тысяч рублей, может попросить своего аккуратного и опытного друга застраховать машину под его параметры.

Естественно, в случае ДТП подложный полис не спасет. Точнее, страховая выплатит пострадавшей стороне необходимую сумму, а затем взыщет ее с автовладельца в порядке регресса. Но поскольку многие отказываются от ОСАГО сознательно или просто не могут купить полис, вряд ли это соображение их остановит.

— Есть и более изощренные схемы, например, в теневой части интернета предлагают дешевые полисы, оформленные, скажем, на мотоцикл из Дагестана с минимальными коэффициентами, при том что госномер, марка, модель указаны от нужного автомобиля, — продолжает Кирилл Смолин. — Базы данных страховщиков не настолько детальные, чтобы, например, по VIN определить тип и параметры транспортного средства, чем и пользуются некоторые страхователи.

В теории эта проблема разрешима за счет более глубокой интеграции баз данных. Кроме того, современные комплексы фотовидеофиксации умеют отличать легковой автомобиль от грузового или от мотоцикла. Но это еще больше повышает нагрузку на процессинговые центры.

Не исключено, что подобные лазейки прикроют, например, резким увеличением штрафа за использование полиса, оформленного на другого водителя.

4. Штрафы за отсутствие ОСАГО увеличат?

Да, депутаты предложили увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО до 5000, а за использование полиса с неверными данными — до 3000 рублей (сейчас 800 и 500 рублей соответственно). О необходимости сделать это говорил и Сергей Уфимцев в упомянутом выше интервью.

— На протяжении уже 18 лет работы закона не менялся штраф по ОСАГО, — заявил он. — Цена полиса увеличилась, стоимость машин увеличилась, стоимость бензина увеличилась, всё увеличилось, а штраф остается неизменным — 800 рублей. Поэтому мы предлагаем увеличить его.

Пока неясно, как это согласуется с идеей ежедневных автоматических штрафов за ОСАГО, потому что сумма в 5000 рублей, помноженная на месяц, дает уже 150 тысяч. Не исключено, что в КоАП РФ предусмотрят «вилку» штрафов, и больший размер наказания будет грозить в случае, когда водителя без полиса ОСАГО поймал инспектор. В этом случае можно установить личность и проверить все параметры полиса.

5. Что делать, если не продают полис

Увеличение числа безосажных водителей связано в том числе со сложностями при оформлении полисов. Особенно много жалоб мы получали год назад, и ситуация сохраняла остроту как минимум до весны 2022 года. То есть определенный процент водителей ездит сейчас без страховки просто из-за отказов страховых.

Но в последние месяцы число таких обращений сократилось, и мы связываем это с двумя факторами: в апреле заработал пул перестраховщиков, а в сентябре в очередной раз выросли максимальные тарифы ОСАГО. Для некоторых автомобилистов полисы стоят под 100 тысяч рублей, причем цена возросла даже для аккуратных.

Источник: https://74.ru/