По мнению директора автомобильной практики фирмы "Технологии доверия" Виктории Синичкиной, возобновление программы существенно увеличит доступность автомобилей для граждан, что снизит темпы падения авторынка
Возобновление программы льготного автокредитования общим объемом 20,7 млрд руб. поддержит рынок продажи автомобилей и стимулирует их производство, считают опрошенные ТАСС эксперты. Ряд российских производителей даже может вновь наладить бесперебойную работу на фоне ожившего спроса, однако по итогам года продажи все равно упадут минимум вдвое, ожидают эксперты.
Минпромторг РФ с 14 июля возобновил программы льготного автокредитования и лизинга. Теперь льготные автокредиты можно получить на все модели Lada, УАЗ, ГАЗ стоимостью до 2 млн руб. и электромобили Evolute, начало производства и продаж которых запланировано на сентябрь. Базовая скидка по программе льготного автокредитования составит до 20% от стоимости авто, скидка на электромобиль - 35%, но не более 925 тыс. руб. (по программе лизинга - до 10% на все модели УАЗ, Lada, ГАЗ, "Камаз" и "Урал", но не более 500 тыс. руб., на модели Evolute - также 35%). По оценкам Минпромторга, по льготному автокредитованию будет продано не менее 50 тыс. машин, по льготному лизингу - 25,7 тыс.
Влияние на продажи
По мнению директора автомобильной практики фирмы "Технологии доверия" (бывшее российское подразделение PwC) Виктории Синичкиной, возобновление программы существенно увеличит доступность автомобилей для граждан, что снизит темпы падения авторынка РФ.
"Возобновление льготной программы автокредитования и лизинга влияния на стоимость автомобилей не окажет, так как на стоимость сейчас влияют факторы предложения, а не спроса. А вот на доступность покупки будет оказано существенное влияние. Потребители будут покупать в основном те автомобили, которые будут в наличии. Вероятно, это будут автомобили среднего и низкого ценового сегмента. Стоит отметить, что возобновление программы существенно способствует восстановлению рынка, а именно снизит его падение", - считает Синичкина.
Потенциал льготного автокредитования отмечают и в ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), однако подчеркивают, что программа поможет только отечественным компаниям.
"Падение продаж новых авто беспрецедентное - 82% за июнь и 57% за первое полугодие. За июнь продано меньше 30 тыс. автомобилей. По нашим прогнозам, рынок к концу года упадет в два, а то и в три раза. <…> Государство сейчас стимулирует как возобновление автопроизводства, так и покупательский спрос через программы льготного автокредитования. Эти программы всегда были популярны в масс-сегменте. Ожидаем, что помогут и сейчас. Отличительным условием является увеличение предоставляемой скидки с 10% до 20%, что положительно скажется на продажах с учетом повышения цен автопроизводителями за последний год. Конечно, сейчас данная программа распространяется только на бренды Lada и УАЗ. Поэтому рынок ожидает, что данные заводы возобновят бесперебойное производство для сокращения дефицита автомобилей", - рассказали ТАСС в РОАД.
Впрочем, эксперт аналитического агентства "Автостат" Игорь Моржаретто считает, что программа введена немного раньше, чем нужно, ведь рынок еще не насыщен автомобилями.
"Она (программа льготного кредитования и лизинга - прим. ТАСС) очень будет нужна, но где-то осенью, когда рынок будет насыщен автомобилями. Пока у дилеров нет авто в нужном количестве. И пока даже если пойдут в большом количестве люди спрашивать про новую программу, им будут говорить: "Автомобилей нет. Вот, пожалуйста, этот. Но мы на этот поставим дополнительных опций на ту же сумму". Такое уже, к сожалению, было, когда пытались ввести в условиях дефицита такую же программу. К сожалению, люди на себе не почувствовали снижение цены, потому что дилеры пытаются в сложной ситуации заработать, законными способами накручивая дополнительные опции. <…> Надо понимать, что дефицит машин "Автоваза", который должен быть главным бенефициаром, не даст полностью все прелести и все плюсы этой программы получить", - считает Моржаретто.
Директор компании "Автостат" Сергей Целиков, напротив, считает, что программа введена вовремя и поможет "Автовазу" занять освободившиеся ниши на рынке. Он уверен, что доля автомобилей "Автоваза" на рынке может достичь 40% в ближайшем будущем.
"Сейчас вообще экстраординарная ситуация на рынке. Любая поддержка благоприятно скажется на рынке", - отмечает Целиков. По его словам, льготное автокредитование в основном поддержит продажи "Автоваза", чья доля на рынке может вырасти вплоть до 40%. "Доля автомобилей Lada на рынке растет: если раньше она была около 20%, то за последние недели уже приближается к 30%. Может и до 40% рынка будет Lada иметь. На остальных программа льготного автокредитования практически не отразится. <…> То есть сейчас где-то порядка 30 тыс. автомобилей за месяц продается при том, что нормальный рынок для России был где-то 130-150 тыс. То есть какое-то там восстановление до предыдущих показателей, конечно же, не видится, но выйти на 40-50 тыс. автомобилей в месяц благодаря в том числе и программе - это возможно", - считает Целиков.
Реакция автопроизводителей
Программы льготного лизинга и кредитования возобновлены в наиболее подходящий момент, уверен глава "Автоваза" Максим Соколов. По его мнению, она поддержит продажи автомобилей и поможет сохранить рабочие места и занятость на производстве.
В "Соллерс авто" (выпускает УАЗ) считают, что программы льготного автокредитования и лизинга сыграют стимулирующую роль для возобновления выпуска автомобилей в полной комплектации.
"Запуск программ стимулирования сейчас - это ключевой элемент не только восстановления спроса на рынке и возвращения покупателей российских автомобилей, но и важный стимул для производителей для наращивания производства и скорейшего возвращения к выпуску полных комплектаций", - пояснили в "Соллерс авто".
В пресс-службе "Камаза" ТАСС рассказали, что до последнего времени около 40% грузовиков компании покупались в лизинг, и возобновление программ поддержки будут способствовать продажам грузовиков.
Источник: https://tass.ru/