АВТОШИНЫ и ДИСКИ

Статьи
9 ноября 2020 г. 15:57

ВВЕДЕНИЕ

Автомобильные шины подразделяются:

  • по назначению,
  • форме профиля,
  • габаритам,
  • конструкции,
  • принципу герметизации.

По назначению шины делятся на:

  • легковые
  • грузовые

По габаритам шины делятся на:

  • крупногабаритные с шириной профиля 350 мм (14 дюймов) и более, независимо от посадочного диаметра;
  • среднегабаритные с шириной профиля от 200 мм до 350 мм (от 7 до14 дюймов) и посадочным диаметром не менее 457 мм (18 дюймов);
  • малогабаритные с шириной профиля не более 260 мм (до 10 дюймов) и посадочным диаметром не более 457 (18 дюймов).

По форме профиля шины делятся на:

  • обычного профиля - с отношением высоты профиля (H) к его ширине (B) более 0,89;
  • широкопрофильные -H/B = 0,6 - 0,9;
  • низкопрофильные - H/B = 0,7 - 0,88;
  • сверхнизкопрофильные - H/B = < 0,7;
  • арочные - H/B = 0,39 - 0,5;
  • пневмокатки - H/B = 0,25 - 0,39;
shin_disk_2020_1.jpg

Конструктивные элементы и основные размеры шин:D - наружный диаметр: Н - высота профиля покрышки; В - ширина профиля покрышки; d - посадочный диаметр обода колеса (шины); 1 - каркас; 2 - брекер; 3 - протектор; 4 - боковина; 5 - борт; 6 - бортовая проволока; 7 - наполнительный шнур.

КОНСТРУКЦИЯ ШИНЫ

shin_disk_2020_2.jpg
  1. Протектор - сделан из синтетического и природного каучука. Он обеспечивает надёжное сцепление шины с дорожным полотном.
  2. Каркас (Бандаж) - сделан из покрытого каучуком нейлона и улучшает способность шины выдерживать высокие скорости, а также способствует точности изготовления шины.
  3. Брекер (Слои стального корда)- изготовлены из высокопрочной стали. Предназначены для улучшения сохранения формы шины, а также для повышения устойчивости автомобиля.
  4. Прокладки из текстильного корда- сделаны из полиэстера и оказывают сопротивление избыточному давлению в шине.
  5. Внутренний слой- сделан из бутилкаучука. Служит препятствием для выхода воздуха из внутреннего пространства шины.
  6. Бортовые полосы- изготовлены из природного каучука и предназначены для защиты шины от боковых повреждений и внешних воздействий.
  7. Крыльевая лента- изготовлена из синтетического каучука. Повышает комфорт езды, улучшает точность управления автомобилем.
  8. Кольцевой стержень- сделан из стальной проволоки, покрытой каучуком. Служит для надёжного закрепления шины на колёсном диске.
  9. Бортовая защитная лента - изготовлена из нейлона. Улучшает стабильность и точность управления.

МАРКИРОВКА ШИН

На каждой покрышке имеется следующая маркировка:

  • обозначение (размер) шины,
  • модель шины,
  • дата изготовления (состоит из 4-х цифр: две первые - порядковый номер недели, две вторые - год),
  • индекс завода изготовителя,
  • порядковый номер,
  • индекс скорости,
  • индекс грузоподъемности (для легковых автомобилей),
  • норма слойности,
  • балансировочная метка,
  • номер ГОСТа или ТУ на шины,
  • штамп технического контроля,
  • сортность изделия.

При необходимости могут быть следующие дополнительные обозначения:

  • максимально допустимая нагрузка на шину,
  • давление в шине, соответствующее этой нагрузке,
  • знак направления вращения (стрелка) на покрышках с направленным рисунком протектора,
  • для радиальных шин надпись-«Radial»,
  • для бескамерных шин -«Tubeless»,
  • надпись -«Made in …»,
  • для шин с металлокордным брекером надпись -«Steel»,
  • для шин типа R с текстильным брекером - буква Т;
  • для морозостойких шин надпись - «Север».

Шины имеют миллиметровое и дюймовое обозначение, например: шина 260 - 508, где 260 и 508 - соответственно ширина профиля и посадочный диаметр обода в миллиметрах; шина 5,90 - 13, где 5,90 и 13 - ширина профиля и посадочный диаметр в дюймах. Некоторые шины имеют смешанное обозначение, например 165 - 13, где 165 и 13 - обозначение ширины профиля в миллиметрах и посадочного диаметра в дюймах. Шины радиальной конструкции имеют в обозначении индекс Р или R, например 260 - 508Р и 205/70R14, где 70 - индекс (отношение H/B) серии низкопрофильной шины.

Основная часть маркировки представляет собой «типоразмер» и выглядит так:

shin_disk_2020_3.jpg

205 - это ширина шины в мм.

55 - Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 55%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто - «профиль».

R - означает шину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).

15 - диаметр колеса (диска) в дюймах.

V - индекс скорости. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной шине, (в нашем случае ИС —V —до 240 км/ч)

87 - индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН - 87 - 515 кг.).

Скоростной индекс - условное обозначение максимальной допустимой скорости.

Максимальнодопустимая скоростьв соответсвиес индексом:

shin_disk_2020_4.jpg

tab1.png

Сезонность шины:

M+S– Mud + Snow: грязь плюс снег

As – All Season TOUSTERRAIN: всесезонная

Aw - Any Weather: любая погода

Aquatredили Aquacontact: и пиктограмма «зонтик» - специальные дождевые шины.

Пиктограмма * (снежинка): шина предназначена для использования в суровых зимних условиях.

Стрелка на боковине: направление вращения для дождевой резины. Если будет вращаться в обратном направлении, то вода вместо того, чтобы удаляться из-под шины, будет под нее нагнетаться.

Нет обозначений: шина предназначена для использования только в летних условиях.

МАРКИРОВКА ШИН АМЕРИКАНСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Американская система P-metric, в дополнение к принятой в Европе, требует постановки индекса назначения шины перед шириной профиля: Р- шина для легкового автомобиля (Passanger);LT - шина для легкого грузовика (Light Truck).

Пример: P195/60R14 и LT225/75R15.

Особенности конструкции фиксируются на бортах соответствующими надписями о числе слоев брекера и каркаса, а также о материале корда. Например, надписи TREAD: 4 PLUES (2 PLUES RAYON+2 PLUES STEEL) и SIDEWALL: 2 PLUES RAYON означают, что брекер шины состоит из двух слоев металлокорда, а каркас (в частности, боковины) - из двух слоев вискозного корда. Нагрузка и давление приводятся в фунтах (LBS) и фунтах на квадратный дюйм (PSI).

Кроме того, на бортах есть обозначения индексов:

износостойкости (TWI) - TREAD WEAR INDEX;

сцепных качеств - TRACTION INDEX;

температурного - TEMPERATURE INDEX.

tab12.png

tab13.png

tab14.png

tab15.png

tab16.png

tab17.png

tab18.png

tab20.png

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ШИН

shin_disk_2020_5.jpg
  1. Давление в шинах.

Очень важно для правильной эксплуатации шин. Дело в том, что слишком низкое или высокое давление в шинах приводит к неравномерному износу и перегреву самой шины, что, как правило, приводит к необратимым изменениям в структуре шины и, как следствие, её разрушению.

Контроль должен производиться на «холодной» шине, так как в результате нагрева при эксплуатации давление в ней повышается. Внутреннее давление, измеренное в «холодной» шине, должно соответствовать рекомендованному давлению заводом изготовителем автомобиля или производителя шин.

2.Внешнее состояние шины.

На вентиле обязательно должен быть колпачок, защищающий ниппель от грязи и пыли. Следите за тем, чтобы на протекторе и на боковине шины не было глубоких порезов, трещин (говорящих о старости шины), пузырей (грыж), торчащих ниток и металлической проволоки конструкции корда. А также нужно следить за тем, чтобы на поверхности протектора не было посторонних предметов, гвоздей, острых металлических обломков и т.п., вылет которых может привести к резкому падению давления в шине и, как следствие, резкому ухудшению управляемости автомобиля.

3.Износ шины.

Шины с чрезмерным износом склонны к проколам. Сильно увеличивается риск аквапланирования (потери управления автомобилем, при попадании в лужу), т.к. канавки отвода воды, в процессе износа шины, становятся менее глубокими.

Основные факторы повышенного износа шины:

Качество дорожного покрытия: некоторые дорожные покрытия, особенно асфальтовое, с вкраплениями твёрдых и острых камней увеличивает износ шины до 40%.

Скорость и характер вождения: резкое ускорение движения, частое интенсивное торможение, резкое маневрирование на больших скоростях создают условия, которые могут значительно снижать срок службы шин (при скорости 120 км/ч шина изнашивается в 2 раза быстрее, чем при скорости 60км/ч).

Температура окружающей среды: износоустойчивость шины в немалой степени зависит и от температуры воздуха во время движения, при сильном увеличении температуры дорожного полотна, износ шины увеличивается.

Перегрузки: при перегрузке шины на 20% ее срок службы уменьшается на 30%.

Неправильное давление в шинах: при давлении на 20% ниже нормы или выше наблюдается снижение срока службы в среднем на 30%.

ХРАНЕНИЕ

Хранить шины следует в вертикальном положении и, по возможности, в накачанном состоянии. Ненакачанные (снятые с обода) шины желательно несколько раз в течение хранения поворачивать, меняя пятно контакта с опорой, чтобы при начале эксплуатации, быстрее восстановилась их форма. С той же целью необходимо проворачивать колеса на автомобиле, поставленном на длительное хранение.

Выполнять это можно, перекатывая время от времени автомобиль на 0,3–0,5 м вперед или назад.

Помещение, в котором вы собираетесь оставить летнюю «обувь», должно быть достаточно прохладным, так, чтобы температура в нем не превышала +23 – +25 градусов. Если шинам будет слишком «тепло», то они покроются микротрещинами, что ускорит их старение. А это, безусловно, скажется на вашей безопасности в новом сезоне. Впрочем, они, шины, боятся и холода. Поэтому неутепленный гараж для них - все равно, что рядом стоящий обогреватель. Место же «зимнего прикола» должно быть удалено от источника тепла более чем на метр. Несколько слов нужно сказать и об отдельно хранящихся камерах. Наверное, не лишним будет напомнить, что их не стоит ни мять, ни комкать, ни складывать. От этого на них появляются складки, а затем и трещины.

По конструкции шины делятся на

Диагональные - у которых нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях, а угол наклона нитей по середине беговой дорожки в каркасе и брекере от 45° до 60°; Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать из-за их дешевизны в производстве, их каркас менее подвержен разрушению при ударах и порезах;

Радиальные - у которых угол наклона нитей корда каркаса 0°, а брекера - не менее 65°. Эти шины имеют каркас с меньшим числом слоев корда, чем у диагональных, мощный брекер, чаще металлокордный, что обеспечивает меньшую окружную деформацию шины при качении и проскальзывании протектора в контакте с дорожным покрытием и, как следствие, радиальные шины имеют меньшие теплообразование и потери на качение, большие сроки службы, максимальную нагрузку и допустимую скорость.

У радиальной шины выше стойкость к износу, она долговечнее. Пробег лучших моделей диагональных шин составляет 20-40 тыс. км, а пробег самых обычных моделей радиальных – 60-80 тыс. км. У радиальной шины меньше сопротивление качению, что дает ощутимую экономию топлива. Радиальная шина обеспечивает лучшую управляемость и боковую устойчивость автомобиля: она, в отличие от диагональной, в поворотах и при боковом скольжении не «ложится на бок» – «отлипания» протектора от дороги не происходит. Радиальная шина обеспечивает лучшее сцепление с дорогой за счет большего по площади и более стабильного пятна контакта. При изменении нагрузки и колебаниях во время движения жесткий брекер не дает протектору радиальной шины деформироваться; выступы протектора не сминаются и не проскальзывают.

По принципу герметизации шины бывают:

  • Камерные (Tube Type)
  • Бескамерные (Tubeless)

Главное достоинство бескамерной шины —длительное сохранение давления при проколе, а, следовательно, —безопасность. Камерная шина при проколе теряет давление почти моментально, т. к. воздух быстро выходит через вентильное отверстие в ободе колеса. Из бескамерной шины воздух выходит только в месте прокола, и, если дыра не слишком велика (от гвоздя, например), то давление теряется очень медленно. Кроме того, бескамерная шина намного легче камерной, а значит, меньше нагружает подвеску и подшипники ступиц колес, а также меньше нагревается при длительной скоростной езде.

Внимание! Ни в коем случае не пытайтесь ставить камеру в бескамерную шину!. В этом случае все преимущества бескамерной шины перед камерной исчезают. Кроме того, между покрышкой и камерой неизбежно образуется воздушный волдырь, который во время езды становится очагом резкого местного перегрева —причины на первый взгляд непонятных разрушений каркаса шины.

ВИДЫ РИСУНКОВ ПРОТЕКТОРА

Дорожный (Д), летние - наиболее распространенные. Их отличают четко выраженные продольные канавки для отвода воды из пятна контакта протектора с дорогой, слабо выраженные поперечные канавки и отсутствие микрорисунка. Кроме того, они имеют обязательный плавный (скругленный) переход от протектора к боковинам. Шины этого типа обеспечивают максимальное сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.

Всесезонный (универсальный) - хорошо приспособлены для работы на сухом и мокром асфальте, отличаются удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам, большим износом, чем летние. Рисунок протектора всесезонной шины более разветвленный, причем элементы рисунка группируются в хорошо различимую «дорожку» и разделены канавками разной ширины.

Зимний (З) предназначен для работы на заснеженных и обледенелых дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться, в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Рисунок протектора таких шин имеет четко выраженные «шашки» от продольных и поперечных канавок значительной глубины. У «шашек» сложный фигурный рельеф для увеличения рабочих боковых поверхностей, а также разветвленный микрорисунок. Зимние шины также обозначаются индексом M+S. Зачастую они имеют строго определенное направление движения (указано стрелкой).

ШИПЫ

Для улучшения сцепления с обледенелой или покрытой укатанным снегом дорогой шины могут оснащаться шипами. Шипы располагаются в несколько рядов, что улучшает сцепление с дорогой при интенсивном торможении, в том числе при юзе и

разгоне. Количество шипов зависит от размеров шины. Например, в шину размером 175/70R13 устанавливается, в зависимости от расположения, 95-110 шипов. Центральная часть протектора не подвергается ошиповке для сохранения хорошего сцепления с дорогой.

Существует множество форм и конструкций шипов. Наиболее распространены одно- и двухфланцевые металлические шипы с вставкой твердого сплава. Есть также пластиковые шипы с твердосплавной вставкой. Недавно разработана методика изготовления металлокерамических шипов, осуществляющих сцепление с дорогой не центральной вставкой (ее нет), а всей кромкой, что в некоторых случаях оказывается эффективнее.

В большинстве стран Центральной Европы применение шипованных шин не допускается.

При покупке шипованной шины прежде всего следует помнить, что для ошиповки могут быть предназначены только зимние шины (что обусловлено особенностями их конструкции и состава резины). На протекторе, обильно изрезанном ламелями, должны четко прослеживаться ряды гладких площадок. Именно они являются посадочными местами для шипов. Отсутствие ярко выраженных посадочных мест означает, что ошиповка данной шины изготовителем не предусмотрена и, следовательно, недопустима.

Покупать шины без шипов, а потом заниматься их ошиповкой нежелательно по целому ряду причин. Во-первых, шипы должны быть подобраны специально под конкретную шину по размеру и форме, в зависимости от толщины протектора и жесткости резины, размеров площадок под шипы, лучше всего в соответствии с рекомендациями изготовителя шины. Правильно подобранные шипы изнашиваются равномерно с протектором, сохраняя сбалансированность свойств шины в различных дорожных условиях. Во-вторых, ошиповка должна производиться на соответствующем оборудовании. Последствиями кустарной установки шипов могут быть механические повреждения каркаса и проколы шины. К тому же, кустарно установленные шипы, как правило, долго не держатся.

Подвергать ошиповке можно только новые, не имеющие пробега шины, так как в процессе эксплуатации в протекторе, а особенно вокруг отверстий под шипы образуются микротрещины, в отверстия попадает грязь, и в результате шипы не могут должным образом удерживаться от вырывания.

После стоянки начинать движение на зимних шинах следует с особой осторожностью. В течение первого километра шина прогревается. У холодной шины значительно хуже самоочищение, к тому же вода, оставшаяся в ламелях, могла замерзнуть, что не может не сказаться на управляемости автомобиля.

В начале эксплуатации для шипованных шин необходим «период обкатки». Чтобы шипы четко заняли свои посадочные места и при последующей эксплуатации устойчиво держались, в течение первых сотен километров пробега следует избегать резких ускорений и торможений.

Меняя местами шипованные шины, желательно не менять направление их вращения, так как в процессе эксплуатации шипы приобретают небольшой наклон, и при изменении направления наклон также начинает меняться в противоположную сторону, что способствует расшатыванию и, в итоге, выпадению шипа.

Все шины, установленные на автомобиль, должны быть одинаковые, в противном случае поведение автомобиля на скользкой дороге может оказаться непредсказуемым.

Если автомобиль эксплуатируется преимущественно в условиях большого города, где на дорогах чаще встречается снежно-соляная каша, чем укатанный снег или лед, то стоит обратить внимание на ассортимент неошипованных зимних шин. Они легче, имеют меньше сопротивление качению, ходят, как правило, больше чем шины с шипами. Неошипованные шины хуже держат обледенелую дорогу, но на мокром и грязном асфальте имеют неоспоримые преимущества, в том числе и по протяженности тормозного пути. Нельзя не отметить, что неошипованные шины значительно дешевле аналогичных шипованных.

На рыхлом снегу разреженный рисунок обеспечит необходимую очистку пятна контакта, а когда снег укатан, сохранить сцепление с дорогой помогут шипы. Но следует помнить, что на участках чистого асфальта шипованные шины требуют большей осторожности. В таких условиях они уступают неошипованным в устойчивости, и при резком торможении или повороте автомобиль может потерять управление.

Для тех, у кого годовой пробег невелик и зимой приходится передвигаться преимущественно по городу, где дороги, как правило, чистят, вполне приемлемы всесезонные шины.

НЕКОТОРЫЕ ТИПЫ РИСУНКОВ ПРОТЕКТОРОВ

shin_disk_2020_6.jpg

Диски

В обиходе под термином «колесо» многие подразумевают автомобильное колесо в сборе, состоящее собственно из колеса и шины. Между тем в автомобильной промышленности колесом считают только промежуточный (между ступицей автомобиля и шиной) элемент конструкции автомобиля.

Обычное дисковое колесо состоит из двух элементов - обода и диска, соединенных между собой точечной контактной сваркой (стальные штампованные, легкосплавные колеса), представляющих собой единое целое (цельные литые или штампованные колеса из легких сплавов), соединенные между собой болтами (двух-, трехчастные колеса из легких сплавов).

Обод - это кольцеобразная (определенного профиля) часть колеса, на которую монтируется и опирается шина.

Диск -центральная часть колеса, несущая обод и имеющая посадочные отверстия для крепления к ступице.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Автомобильные колеса различают:

  • по их принадлежности к типу автомобиля – легковые, грузовые,
  • по типу применяемых шин - для камерных и бескамерных шин,
  • по применяемому материалу - стальные, легкосплавные,
  • по конструкции - одно-, двух-, трехчастные,
  • по технологии изготовления - штампованные (стальные) колеса, легкосплавные, изготовленные методами литья, пластической деформации, обоими вышеуказанными методами.

Стальные колеса состоят из профилированного глубокого обода и штампованного рельефного диска. Диск и обод могут быть соединены сваркой или болтами.

Параллельно с улучшением технологии изготовления стальных колес, производители стремились к применению иных материалов, позволяющих улучшить технические и эксплуатационные характеристики колес.

Для достижения этих целей уже достаточно давно начали применяться сплавы на основе легких металлов (алюминий магний). Наиболее распространенные легкие сплавы в автомобилестроении – алюминиевые, так как они обладают хорошими физико-техническими свойствами и являются наименее дорогими среди аналогичных конструкционных материалов.

ТЕХНОЛОГИИ

Литейная - под низким давлением, с противодавлением, гравитационный метод . Технология изготовления литых колес включает заливку расплавленного металла в форму, его остывание, последующее обтачивание посадочных поверхностей и сверление отверстий в полученной отливке. К числу недостатков литых колес относятся чрезмерно толстые стенки, как следствие больший вес, возможность наличия скрытых пор и раковин, недостаточную прочность (при ударе они деформируются и даже раскалываются) и сложность (часто невозможность) восстановления

Деформационная - ковка (объемная штамповка). При ковке из заготовки выковывают так называемую поковку, которая затем обрабатывается на токарном станке. Такая технология сложна и дорога, колеса менее разнообразны по дизайну, чем литые. Однако кованые диски прочнее и легче, кованый диск лучше «переносит» удары.

ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ ИЛИ СТАЛЬНЫЕ?

Достоинства легкосплавных дисков:

Уменьшается масса неподрессоренных частей автомобиля, примерно на 15-50%, что значительно снижает динамические нагрузки на элементы подвески, способствует улучшению условий работы подвески, так как колесо быстрее «повинуется» возвращенному действию пружины, амортизатора и быстрее восстанавливает потерянный контакт с дорогой. Это улучшает комфортабельность езды и делает более безопасным движение на большой скорости.

За счет высокой теплопроводности алюминия система колесо-тормоз-шина работает в более благоприятных условиях, что положительно сказывается на работе тормозов и ресурсе подшипников.

За счет уменьшения массы, высокой точности изготовления, меньших величин радиальных и осевых биений улучшаются виброакустические и экономические характеристики автомобиля: снижается расход топлива, повышается долговечность деталей шарнирных узлов рулевого управления и ходовой части, особенно для переднеприводных автомобилей.

Широкий выбор дизайна. Колёса, благодаря высоким антикоррозионным свойствам алюминия, длительное время сохраняют привлекательный вид.

Достоинства стальных дисков:

Высокая стабильность качества изготовления.

Способность даже при сильном смятии сохранять герметичность для бескамерных шин, а также способность к восстановлению (прокатка, рихтовка).

Колесо более доступно по цене. Всегда возможно подобрать оригинальное (идентичное, «родное») колесо.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

shin_disk_2020_7.jpg

Основные параметры колес:

Посадочная ширина обода (Б), дюйм - расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин колеса.

Посадочный диаметр (А), дюйм - диаметр кольцевой части обода, на которую опирается шина.

Вылет колеса (ЕТ), мм - Это расстояние между привалочной плоскостью диска колеса и воображаемой плоскостью симметрии обода. Если привалочная плоскость не переходит за плоскость симметрии, то вылет «положительный». Если привалочная плоскость переходит за плоскость симметрии, то вылет «отрицательный».

Центральное отверстие (DIA) - Диаметр центрального отверстия измеряется со стороны привалочной плоскости. Он должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля.

Диаметр расположения отверстий крепления (PCD),мм - Диаметр окружности, на которой находятся центры крепежных отверстий. Для определения PCD надо измерить расстояние N (между центрами соседних отверстий) и умножить на соответствующий коэффициент.

shin_disk_2020_8.jpg

Хамп - кольцевой выступ, служит для дополнительной фиксации при монтаже бортов бескамерной резины.

Все автомобильные колеса, прошедшие сертификацию, имеют заводскую маркировку, содержащую информацию об их основных параметрах. Например, обозначение колеса 5.5 J R14 ET25 4x100x54 (некоторые стандарты допускают другую последовательность обозначений) расшифровывается следующим образом:

5.5 —посадочная ширина —допускается отклонение на 0,5 —1 дюйм, однако для низкопрофильных шин он должно быть минимальным.

J —условное обозначение бортовой закраины обода. Может отсутствовать. В большинстве случаев не влияет на возможность применения какого —либо вида шин.

R14 —посадочный диаметр, должен точно соответствовать посадочному диаметру используемой шины.

ЕТ25 —вылет. Как правило, отклонение вылета +5мм несущественно.

4 —количество крепежных отверстий. На легковых автомобилях может быть 3,4,5,6 отверстий.

100 —диаметр окружности центров крепежных отверстий (PCD). Эта величина должна точно соответствовать штатной, иначе невозможно достигнуть надежной фиксации колеса на ступице.

54 —диаметр центрального отверстия (ЦО) должен соответствовать (с минимальным зазором) диаметр центрирующего выступа на ступице автомобиля (измеряется в миллиметрах). Допускается отклонение его величины в большую сторону. В этом случае для установки колеса используют переходные центровочные кольца (иногда входят в комплект легкосплавных колес).

Полезные советы по выбору колес и их эксплуатации

Прежде чем остановить свой выбор на том или ином колесе, убедитесь, что его вылет соответствует рекомендованному для вашего автомобиля. Иначе усилия на руле, а также нагрузки на детали рулевого механизма могут заметно увеличиться, а устойчивость и управляемость машины - снизиться.

Если по маркировке колеса невозможно определить величину вылета, ее несложно измерить самостоятельно с помощью линейки, положив колесо без шины на ровную поверхность. Вылет в этом случае приблизительно равен a-b/2.

Из легкосплавных в продаже наиболее широко представлены колеса из алюминиевых сплавов, относительно устойчивых к соли и воде даже при поврежденном эмалевом покрытии. «Супердиски» из магниевых сплавов - несколько легче алюминиевых, но быстрее и сильнее корродируют, а поэтому более требовательны к защитному покрытию.

Хорошее колесо должно самоочищаться под действием инерционных сил. К слову сказать, хороший диск нуждается только в косметической мойке. Если же грязь быстро скапливается между спицами и ее приходится выковыривать - значит, в погоне за прочностью или модой фирма-изготовитель выбрала неудачную конструкцию.

В ходе эксплуатации автомобиля балансировка колес может потребовать коррекции. Напомним, что самыми уязвимыми являются места крепления балансировочных грузиков. Забивая скобочку, вы повреждаете лак, к тому же свинец образует с металлом диска гальваническую пару, что многократно ускоряет коррозионные процессы. Лучше использовать самоклеющиеся грузики.

Необходимо также запомнить, что сколы от ударов камней, царапины при небрежном шиномонтаже необходимо немедленно подкрашивать любой эпоксидной эмалью или лаком.

Любителям «спортивного» стиля вождения с резкими разгонами и торможениями следует выбирать колеса, имеющие большое количество тонких спиц, что увеличивает его жесткость при минимальном весе. Водителю, предпочитающему спокойный стиль вождения, подойдет любое колесо, понравившееся по дизайну и цвету.

Помните, что центральное отверстие колеса должно соответствовать центрирующему пояску ступицы. Если диаметр этого пояска меньше требуемого, необходимы специальные втулки. Многие производители легкосплавных колес для адаптации своей продукции к различным моделям автомобилей комплектуют их пластиковыми или алюминиевыми переходными центровочными кольцами.

У колеса с положительным вылетом больше рекомендованного (для конкретного автомобиля) возможно касание стойки или элементов подвески внутренней частью шины. Если вылет меньше рекомендованного, то колесо выдвигается наружу, вследствие чего возможно касание шиной арок колес и повышенный износ подшипников ступицы, шаровых опор и других деталей подвески. Как правило, отклонение вылета +/- 5 мм несущественно.

По материалам Maslenka.ru