108062
  • Новосибирская область ×
Изменить город

Автомат или механика?

Выбирая авто, у Вас может встать вопрос какой же тип кпп выбрать. В данной статье проводем сравнение АКПП и МКПП

МКПП:

  Экономия топлива - хотя бы из-за более высокого КПД по сравнению с гидротрансформатором автомата. Но экономия эта не слишком велика (не более 10%)
  Лучше потенциальная динамика - прямая связь с двигателем позволяет полностью реализовать его возможности. Однако для этого требуется максимальное участие и со стороны водителя - правильно трогаться, вовремя переключать передачи. Хотя в большинстве случаев самая полная отдача ни к чему, зато перекрутки двигателя, броски и пробуксовки сцепления - однозначно не идут на пользу силовому агрегату.
  Выше прочность. Сама по себе простая механическая коробка надежнее автомата - меньше деталей, нет электроники, нет гидросистемы и поддона. Пусть синхронизаторы, подшипники валов и механизм переключения передач не вечные, но чтобы забыть о них, обычно достаточно лить соответствующую трансмиссионное масло и не включать передачи ударом. Однако по опыту именно тойотовские механические коробки передач для переднеприводных автомобилей трудно назвать долговечными и беспроблемными.
  Хорошая ремонтопригодность. Если "в случае чего" автомат будет проще и дешевле заменить в сборе на б/у, то механическую коробку остается шанс относительно недорого перебрать, причем "на коленке", без необходимости привлекать квалифицированных специалистов.
  Офф-роуд. Механика считается более предпочтительной для внедорожной эксплуатации, ибо допускает передвижение "враскачку", терпимее к пробуксовке колес и т.п.
  Вероятность перегрузки двигателя - обратная сторона возможности получить от него максимальную отдачу.
  В равных условиях сцепление сжечь еще легче, чем фрикционы автомата, а активная езда его убьет сама по себе. Плюс еще корзина и выжимной подшипник, вилка и трос... Хорошо, что поменять все это можно относительно бюджетно, но лишь бы не слишком часто.
  И главное - ненужная сложность управления автомобилем, которую до прихода автоматов воспринимали как должное. Но теперь все эти "заглохнуть", "плавно тронуться", "не бросать сцепление", "подоткнуть пониженную", "ехать внатяг", "выжимать сцепление", "вонять сцеплением", "дергаться в пробке", "воткнуть передачу" - звучат понятиями из какой-то другой, неполноценной жизни.


АКПП:

  Гидравлика - жидкость есть жидкость, нужно качать, охлаждать, "не проливать", проверять и регулярно менять.
  В дополнение к поддону двигателя появляется довольно тонкий поддон автомата, особенно уязвимый при продольном расположении силового агрегата. Так что снижается геометрическая проходимость и потребуется некоторая осторожность при езде.
  Ухудшенная динамика - средний автомат будет медлительнее на разгон, в том числе и за счет более длинных передач по сравнению с механикой. С другой стороны, взять от машины с автоматом максимум сможет любой водитель, независимо от настроения или опыта.
  "Задумчивость" при переключении передач вниз, свойственная, однако, далеко не всем автоматам и не во всех режимах. Увы, коробок с ментальным управлением пока не изобрели.
  Ремонт - во-первых, требует вмешательства квалифицированных специалистов, во-вторых, цена запчастей и тариф на работы запредельно высоки. Так что самая разумная альтернатива - контрактный автомат.
  Неадекватное (по крайней мере, несравнимое с МКПП) торможение двигателем.
  Машину с автоматом нельзя завести с толкача, можно только прикуривать, поэтому обязательно наличие исправного стартера.
  Повышение безопасности - водитель может часть своего внимания уделять не пляске на педалях и передергиванию рычага, а непосредственно процессу вождения и оценке внешней обстановки.
  Экономия ресурса двигателя - автомат смягчает его связь с трансмиссией, стремится обеспечить работу в самых оптимальных режимах и не позволяет перегружать.
  И главное - удобство езды. Две педали и свободные руки. Одно это уже перевешивает в повседневной эксплуатации все недостатки, а для города - делает автомат вообще незаменимым.

И это не говоря уж о том, что именно автомат является основным достоинством праворульного японца.


Сколько нужно передач?

- З-ступенчатый автомат достаточен в городе с его скоростными режимами, но на трассе езда превращается в издевательство над двигателем. Да к тому же он по традиции весьма "задумчив".
- 5-ступенчатый, ныне активно входящий в обиход, вещь безусловно продвинутая (лучше динамика разгона, экономия топлива, меньше шумность), но настолько же усложненная, тяжелая, менее надежная и редкая. Так что и с ремонтом проблемы будут, и найти б/у коробку так просто не получится (не ушло еще под списание столько машин). Поэтому то, что хорошо для новой машины - на подержанной создаст лишние проблемы.
- В общем, по-прежнему оптимальным выбором является 4-ступенчатая АКПП.

Гидравлика или электроника?

Речь о базовых принципах управлении коробкой передач. Гидравлика проще и живучее - но в работе (переключениях) жестче, не адаптируется под манеру езды, электроника работает мягче и быстрее. Слабые места общие, а на летящие "соленоиды" электроники гидравлика отвечает тоже не вечным скоростным регулятором. Электронный автомат бывает эндемичным, то есть контрактная коробка может "не договориться" с прежним блоком (или наоборот, блок управления контрактного движка - со старым автоматом).
В общем, для нагрузок, не слишком щадящей езды и дешевой эксплуатации подойдет гидравлика, для комфорта и управляемости - электроника.

Есть ли смысл в секвентальных автоматах?

В реально секвентальных АКПП (с возможностью "ручного" последовательного переключения) - смысл есть, но вот в том, что обычно подают под этим видом тойотовцы - отнюдь. Они заменили обычную линейку селектора "D(O/D)-2-L" на прорезь "+ / -", сведя всю "секвентальность" к простому ограничению диапазона включаемых передач.
На немногочисленных коробках с действительно "ручным" режимом (например, U240E) имеется сильная "защита от дурака", игнорирующая неоптимальные, на взгляд блока управления, переключения. Надо сказать, что конструктивно эти автоматы не сильно отличаются от обычных и вполне надежны. Другой вопрос, что предыдущий владелец мог эксплуатаировать такой агрегат в более жестких режимах.

Как насчет вариаторов?

Достоинства - экономичность и динамика лучше, чем у механических коробок, полная бесступенчатость, удобство управления на уровне автоматов), дешевизна для производителя. Но - пока не научатся японцы делать долговечные CVT для передачи большого момента, пока не насытится ими внутренний рынок, пока не научатся их перебирать у нас, пока не появятся в достатке недорогие работоспособные контрактные вариаторы (которые тоже не всегда сочетаются с ЭБУ двигателя) - покупать такие малоресурсные и ломающиеся без предупреждения игрушки, особенно на подержанных автомобилях, неразумно.

Источник